5 мифов о мифотворце

Мастер мистического рассказа и основатель детективного жанра, Эдгара По не был детским писателем. Но сейчас некоторые его новеллы школьники находят в списке летнего чтения, а многие подростки зачитываются ими сами, без всяких директив. Кажется, не последнюю роль здесь играет биография классика. Вокруг Эдгара По образовался романтический ореол нон-конформиста, сумрачного и в то же время разгульного гения – образ, который так часто бывает привлекателен в подростковом возрасте. Между тем, большинство стереотипов об авторе «Ворона» – скорее легенды, которые вполне можно считать спорными, а сам писатель подходил к творчеству рационально и при жизни был известен больше как редактор и критик.

Эдгар По был угрюмым человеком и писал только мрачные истории. Многие произведения классика действительно опираются на готическую традицию: «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти», «Овальный портрет». Но, во-первых, у Эдгара По есть и юмористические рассказы – «Очки», «Тысяча вторая сказка Шехерезады», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля». Важное место в его творчестве занимали приключенческие новеллы, такие как «Золотой Жук» или «Рукопись, найденная в бутылке». Ими восхищался Жюль Верн, считавший американского писателя своим учителем. Во-вторых, некоторые из мистических историй Эдгара По на поверку оказываются вполне реалистичными, сверхъестественность в них мнимая, и в финале ее разоблачают. Так, в новелле «Чёрный кот» повествование ведётся от лица преступника, который может либо врать, либо рассказывать о том, что привиделось ему одному. Писатель одним из первых широко использовал приём субъективного восприятия реальности, главную черту литературы модернизма, поэтому его можно называть в том числе предтечей этого направления XX века. А теперь про якобы мрачный характер самого автора… Известен случай, когда тысяча экземпляров одной из его книг была издана на деньги его друзей – кадетов Вест-Пойнта. Они ждали юмора и сатиры, характерных для писателя в личном общении, и были удивлены, обнаружив под обложкой серьезные стихи.

Эдгар По путешествовал в Петербург. Речь идёт об авторской мистификации. В автобиографическом меморандуме писатель упоминал, что, когда в юности пытался отправиться в Грецию, ему не хватило средств, и он попал в Санкт-Петербург, откуда его вызволил на родину американский консул. История очень сомнительная, хотя бы потому, что добраться в Санкт-Петербург было не дешевле, чем в Грецию. Позднее было документально установлено, что Эдгар По жил в Европе только в детстве и в то время, о котором идёт речь, находился на военной службе.

Эдгар По и мотивы его поэзии. Из левого верхнего угла по часовой стрелке: «Ворон», «Аннабель Ли», «Колокола», «Колизей», «Молчание», « Эльдорадо», «Израфель», «Улялюм». Гравюра на дереве, 1876 год Alfred Fredericks and Albert Bobbett - Laurel Leaves, edited by William F. Gill, wikimedia.org
Эдгар По и мотивы его поэзии. Из левого верхнего угла по часовой стрелке: «Ворон», «Аннабель Ли», «Колокола», «Колизей», «Молчание», « Эльдорадо», «Израфель», «Улялюм». Гравюра на дереве, 1876 год
Alfred Fredericks and Albert Bobbett — Laurel Leaves, edited by William F. Gill, wikimedia.org

Эдгар По писал по вдохновению и был гулякой. Многие источники указывают, что Эдгара По отчислили из университета, так как писатель всерьёз пытался заработать на картах. На деле же Эдгар По старался жить исключительно литературным трудом, что по тем временам было ещё труднее, чем сейчас. Он обратился к прозе, потому что решил выиграть литературный конкурс, за победу в котором обещали премию 100 долларов. В тот раз удача прошла стороной, но уже следующий подобный конкурс принес победу. Погоня за литературной удачей принесла четкое понимание стилистических и композиционных принципов короткой прозы, которых необходимо придерживаться, чтобы создать успешное произведение. Фактически Эдгар По был одним из первых теоретиков творческого письма как ремесла. Чего стоит хотя бы его разбор собственного «Ворона», самого известного стихотворения писателя, за которое он получил всего девять долларов. За свою недолгую жизнь (а ему было отпущено всего 40 лет) Эдгар По написал немало стихотворений, новелл и даже несколько пьес. Он много работал в литературных журналах, например, в Southern Literary Messenger. Но платили ему ничтожно мало: в эпоху экономического кризиса Америке было не до изящной словесности.

Эдгар По страдал депрессией. Правдоподобный миф, но ничем не подтверждённый. Косвенно на это указывает непростая судьба писателя: ранняя потеря родителей, приёмная семья, смерть первой возлюбленной от менингита и любимой жены от туберкулёза. Всё это не могло не оставить травмы. Особенно сильно подкосили Эдгара По болезнь и смерть жены – это случилось как раз в то время, когда он начал становится популярным автором.

Эдгар По умер от алкоголизма. На деле настоящая причина смерти Эдгара По неизвестна. Биографам писателя так и не удалось найти никаких медицинских записей и документов. Но массовая культура подняла эту гипотезу на щит. А вместе с ней и несколько других версий, одна чернее другой: от нервного и физического истощения до убийства.
Автору «Истории с воздушным шаром», стилизованной под газетную мистификацию, такое обилие слухов, которые возникают и множатся по сей день, наверняка пришлось бы по душе. Пусть говорят! Мы-то знаем главное: насколько талантливыми, увлекательными и новаторскими для того времени были его стихи и рассказы, которые вот уже почти двести лет с удовольствием, а иногда с замиранием сердца читают как взрослые, так и подростки.