Ежегодно в четвёртый понедельник октября, начиная с 1999 года, по инициативе ЮНЕСКО этот праздник отмечается во многих странах. А с 2008 года в октябре по всему миру проходит Международный месячник школьных библиотек. Это время — возможность поддержать школьных библиотекарей, выразив им признательность и уважение.

«Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке,
который снял её для нас с книжной полки и, многообещающе улыбаясь,
сказал: «прочтите эту, не пожалеете!».
С. Я. Маршак

«Пока жива библиотека — жив и народ,
умрёт она — умрёт наше прошлое и будущее».
Д. С. Лихачёв

Татьяна Жукова

Жукова Татьяна Дмитриевна — президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) в обращении к школьным библиотекарям нашей страны называет чтение «вакциной добра»:

— Каждое новое поколение людей должно брать лучшие традиции из прошлого и заботливо прокладывать свою дорогу к Читающему детству и Читающей стране. Особенность кризиса детского чтения XXI века в России — слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

Сегодня ситуация с чтением довольно сложная. В родительство «пришло» поколение девяностых, которое не получило «прививку к чтению». Россия перестала быть самой читающей страной. Эксперты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет) в 2008 году отвели ей лишь 31 место, тогда как 1 место заняли школьники из Шанхая.

Татьяна Жукова считает, что причина их успеха — уникальная программа по чтению в школах, где, кроме «учительских», открыты и «родительские», названные комнатами для мам. Там работают клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике детского чтения. Каждую пятницу во всех школах Шанхая мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской классики или современной детской литературы, а дети определяют лучшую маму месяца.

Хотя, если заглянуть в прошлое, то мы узнаем, что такое структурное подразделение учебного заведения, как школьная библиотека, появилось в конце XVII века. Произошло это благодаря усилиям москвичей, которые неоднократно подавали соответствующие ходатайства и прошения в вышестоящие инстанции. Первыми школьные библиотеки появились в престижных учебных заведениях — гимназиях, училищах и кадетских корпусах.

В 1860-м году власти провели реформу, цель которой — создание народной школы — привела и к созданию сети ученических библиотек. На них, не задумываясь, жертвовали средства родители учеников и другие неравнодушные граждане России.

К началу XX столетия доля школьных библиотек в общем количестве всех структурных единиц данного типа составляла почти 80%. А в 30-е годы появилась профессия школьного библиотекаря.

Сегодня на территории России в рамках школ и иных учебных заведений свою деятельность осуществляют более шестидесяти тысяч библиотек.

Факты

Святой Кирилл, один из создателей старославянской азбуки и церковнославянского языка, был библиотекарем патриаршей библиотеки в Константинополе.

Иван Андреевич Крылов, русский баснописец работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30 лет. Он составил каталог русских книг, за что получил орден Святого Владимира 4-й степени.

Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-горбунка», работая преподавателем в Тобольской гимназии, многое сделал для библиотеки: он переписал каталог каллиграфическим почерком, также значительно увеличил книжный фонд.

Иван Саввич Никитин, русский поэт. Он открыл магазин с библиотекой-читальней, где неимущим людям литературу выдавали бесплатно.

Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель работал в течение нескольких лет сельским учителем и библиотекарем.

Корней Иванович Чуковский, детский поэт, переводчик, писатель открыл на территории своей дачи в Переделкине детскую библиотеку, построенную им на собственные сбережения.

Фото: freepik

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ