Поэт и писатель Анастасия Орлова, автор полюбившихся и родителям, и детям книг «Яблочки-пятки. Стихи для самых маленьких», «Обожаю ходить по облакам», «Это грузовик. А это прицеп», «Плывёт моя флотилия», рассказала нам о том, почему она забросила экономику, какая задача у детского писателя и как рождаются стихи.

С чем у вас ассоциируется детство?
Анастасия Орлова: Первая ассоциация – бабушка. Я проводила с ней в деревне много времени – огород, курочки. Там можно было почувствовать смену времён года, наблюдать таяние снега, прорастание зерен. Возможно, именно поэтому я так ярко помню раннее детство. Мы переехали в другой город, когда мне было 4 года.

Как вы знакомились с миром литературы, что вам читали в детстве?
Анастасия Орлова: Мама мне много читала и часто приговаривала, что-то вроде: «Купите лук, зеленый лук,/ Петрушку и морковку!/ Купите нашу девочку,/ Шалунью и плутовку!» (это шотландская песенка в переводе Ирины Токмаковой). Сейчас я понимаю, что маме надо сказать спасибо за то, что покупала отличные книжки. У меня собралась замечательная детская библиотека. Стихи я очень любила. Помимо всем известных Чуковского, Маршака, Барто и Михалкова, читала Вадима Левина, Валентина Берестова, Олега Григорьева, Эмму Мошковскую. И Пушкина, конечно же. Эти книги произвели на меня такое большое впечатление, что вскоре самой захотелось сочинять.

Но по образованию вы экономист…
Анастасия Орлова: Когда я заканчивала школу, не очень хорошо представляла, кем хочу стать. Были мысли выучиться на генетика, в старших классах я любила биологию, нравилось решать задачи, но у меня лекарственная аллергия, поэтому мама отговорила от поступления в медицинский. О том, чтобы пойти, например, в Литинститут, я даже и подумать не могла, ни на каком краю сознания такая мысль не промелькнула.

Так когда же вы начали писать?
Анастасия Орлова: Я поступила на экономический факультет, окончила с красным дипломом, некоторое время даже работала бухгалтером. Этого времени было достаточно, чтобы понять: экономика не то, что сделает меня счастливой. Потом родились сыновья, и, находясь в декрете, я все время мучилась вопросом, чем заниматься дальше. Материнство стало для меня огромным открытием, все в жизни перевернулось с ног на голову. Стихи я начала сочинять еще в детстве, но, когда выросла, они куда-то улетучились. А пока растила мальчишек, захотелось отразить отношения сыновей друг с другом в стихах. Так все снова и началось.

Растут ли ваши стихи вместе с сыновьями?
Анастасия Орлова: Скорее, они растут вместе со мной, меняются вместе с моим внутренним возрастом.

Анастасия Орлова
Анастасия Орлова/ Фотография Евгения Иванова

Нужно ли детскому писателю менять свою взрослую оптику, представлять себя на месте ребенка?
Анастасия Орлова: Наверное, такая оптика – уже встроенная функция. Когда я только начинала писать стихи, смотрела на мир глазами мальчиков. Какое-то время спустя даже специально пыталась достать из себя девочковые ощущения. Кажется, у меня получилось вспомнить.

Вы читаете вашими детям стихи до публикации, устраиваете, так сказать, «тест-драйв»?
Анастасия Орлова: На самом деле я никогда не ориентировалась на впечатления своих детей. Сейчас, несмотря на то, что сыновья уже вышли из того возраста, для которого пишу, иногда я советуюсь с ними, и они охотно подключаются к процессу.

А есть ли у вас писатель-ориентир, пример для подражания?
Анастасия Орлова: Я благодарна моим дорогим учителям, с которыми мы прошли не один мастер-класс – Марине Бородицкой и Михаилу Яснову. Их талант и трудолюбие для меня ориентир.

А как вы для себя определяете задачу, которая стоит перед детским писателем?
Анастасия Орлова: Задача одна – чтобы мне самой было интересно. Иначе кого это еще может заинтересовать?

Сегодня, когда дети сначала налаживают отношения с гаджетами и только потом уже учатся читать, как прививать им любовь к книгам?
Анастасия Орлова: Я думаю, книжки для малышей умрут последними. Пока мировой книжный рынок детской литературы внушает оптимизм. Но интерес к книгам, безусловно, идет только из семьи. Совсем маленьким детям важно проводить время вместе с родителями. Чтение – совместное путешествие, когда можно перелистывать книжку, нюхать страницы, рассматривать картинки. А гаджеты – это одиночное плавание. Они всего лишь инструменты. И важно научить ребёнка правильно ими пользоваться.

Какое место занимают в ваших книгах иллюстрации?
Анастасия Орлова: Для малышей визуальная часть очень важна. Обычно художника для каждой своей книги я выбираю вместе с издателем. Задача иллюстратора – расширить пространство текста, дополнить его. Часто родители покупают книгу, ориентируясь не столько на текст, сколько на картинку. Ведь так формируется вкус ребенка.

Ну и последнее: как рождаются стихи?
Анастасия Орлова: Стихи, бывает, придумываются на лету: возникает строчка, и от нее я двигаюсь дальше. Могу даже не знать, чем все закончится. А иногда наоборот: знаю финал, и приходится придумывать начало. Бывает, приходит зрительный образ, и его хочется передать словами, могу что-то услышать: необычный звучание, игру слов. Это меня беспокоит, я начинаю об этом думать, а потом что-то получается. Или не получается.
С прозой сложнее: возникает идея, и нужно садиться и упорно работать над ней. То есть задействованы совершенно разные механизмы. Если бы знать, как они включаются, чтобы запускать их в нужный момент в нужном месте, вот было бы здорово!

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ