«Что делать?» с чтением классики

Акция «Русская классика – детям» собрала для дискуссии людей разных поколений и взглядов. Предметом спора стали два вечных вопроса: насколько актуальна классическая литература для молодого поколения и как увлечь ребёнка книгой? В театре на Перовской встретились блогеры и критики, актёры и режиссёр грядущего спектакля по самому известному роману Тургенева, а также участники проекта «Живая классика» – школьники, без которых баттл, конечно, был бы не тот.

«В нынешнее время полезнее отрицание», – говорит главный литературный нигилист в открывающей дискуссию сцене из будущей постановки театра на Перовской. Но, хотя участники баттла условно поделились на две команды – «отцов» и «детей», отрицать значение классической литературы никто не стал. Неудивительно, ведь классика по определению не теряет актуальности, и сколько не предлагали «сбросить её с корабля современности», она и по сей день остаётся почётным его пассажиром. Об этом с самого начала гостям напоминает команда «отцов». «Это те же проблемы и пути их решения, с которыми мы изо дня в день сталкиваемся в действительности, – говорит режиссёр будущего спектакля Гульнара Галавинская. – Тургеневские нигилисты перекочевали в наше время. Сейчас они просто так себя не называют».

Остальным участникам баттла трудно с этим не согласиться. Другой вопрос, что у многих школьников написанный несовременным языком текст вызывает отторжение. Об этом заводит речь исполнитель роли Аркадия Кирсанова Василий Рихтер. «Я начал читать лет в 18, и сразу с современной литературы. Сейчас я полюбил классику, но раньше школьная программа не казалась мне увлекательной». Логичный вопрос: как же это исправить? «Есть вещи, которые ребёнка нужно заставлять делать. Чтение классики, как игра на инструменте. Сначала не хочешь, а потом будешь благодарен», – делится личным опытом народный артист России Виктор Никитин. С ним не согласна Елизавета Кочеткова, победительница одного из этапов конкурса «Живая классика». «Нужно не заставлять, а увлекать», – отмечает девятиклассница и добавляет, что помочь в этом может театр. Театральные курсы дают возможность игры и общения и в то же время знакомят с литературой, позволяют уходить в нее с головой.

Актриса театра и кино Анна Нахапетова рассказывает, как читает своему ребёнку вслух и обсуждает с ним прочитанное: «Диалог, обсуждение со сверстниками или с родителями – это всегда оживляет хорошую книгу». Многие из команды «отцов» не забыли о гаджетах и соцсетях, которые, по их мнению, постоянно отвлекают, упрощают получение информации, таким образом, снижают интерес к чтению. Капитан команды «детей» Максим Дримлинг возражает, мол, будучи блогером он, наоборот, пропагандирует театр и литературу, в том числе и классику.

«Интернет – это инструмент. Там можно найти все что угодно, в том числе гигантскую электронную библиотеку. И многие разговоры на литературные темы сейчас происходят именно там».

Не остаются молчаливыми слушателями и гости баттла. Некоторые из сидящих в зале школьников заявляют, что классика всегда была им интересна, а одна преподавательница русского языка и литературы признается, что молодые люди не кажутся ей менее читающими, чем их предшественники.

Что же после всего сказанного мы имеем в сухом остатке? Многие серьёзные литературные произведения изначально не были рассчитаны ни на детей, ни тем более на школьников, которые будут жить спустя двести лет. Но без классики никуда. Она закладывает культурный код, на уровне подсознания раскрывает жизненные сюжеты, эмоции и мысли, к которым благодаря ей мы будем внутренне готовы. Максимализм Печорина или прокрастинация Обломова – эти канонические истории могут многое поведать нам о себе и о других. Не с точки зрения науки, конечно же, но с позиций самой жизни. Именно поэтому, если мы хотим продолжать говорить на одном языке и понимать друг друга, школьная литература должна сохранить корпус основных классических текстов. Но не зря во время дискуссии прозвучали слова о том, что для многих любовь к чтению началась именно с современной литературы, написанной более понятным языком о более знакомом времени. Вероятно, предлагать школьникам произведения нынешних авторов – неплохой путь «подружить» их с книгой. В конце концов, современность классике не помеха. Даже наоборот.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ