Искусство движения

Борис Дёжкин. Страницы биографии
Борис Дёжкин. Страницы биографии

Его называли русским Диснеем, «королем одушевления». Без фильмов Бориса Дёжкина невозможно представить себе золотой фонд русской мультипликации. Его вклад в становление и развитие школы отечественной анимации огромен. К сожалению, в конце жизни ему не давали снимать фильмы, и гениальный мультипликатор зарабатывал на жизнь иллюстрацией книг и открыток. В 2018-м году у него на родине в Курске был установлен памятник с кадрами из фильма «Шайбу! Шайбу!», а в 2019-м по инициативе земляков и его сотрудников вышла книга «Борис Дёжкин. Страницы биографии».

Борис Дёжкин
Борис Дёжкин

Анимация — это искусство движения. Фильмы Дёжкина удивительно динамичны. В юности он был цирковым акробатом. Возможно, поэтому пластика его персонажей так органична. Героев его фильмов память запечатлевает в движении, при этом кадры сценки всегда сцеплены с музыкой. Стремительный бег Чиполлино и начальственная походка «руки в боки» Лимона из «Чиполлино», разнузданный танец-марш сорняков-куплетистов из «Чудесницы», откидывающий чёлку с глаз конферансье Карандаш из картины «Ровно в три пятнадцать». Мелодия и движения его персонажей живут в совершенной гармонии. Карандаш художника откликался в ритмической фразе на каждый такт, каждую ноту.

Мастерство мультипликатора было так очевидно. Казалось бы, его должны были ждать и звать все и везде, радостно встречать любые его предложения. Однако судьба его была непростой. Как и многие великие советские и российские аниматоры, Борис Дёжкин пришел в профессию не сразу. Сначала он работал слесарем-инструментальщиком. Но талант карикатуриста привёл его на курсы при журнале «Крокодил». Его карандаш с такой точностью улавливал самую суть движения, что Дёжкина рекомендовали на только что созданный «Союзмультфильм». Борис оказался в числе художников первого, ещё довоенного «призыва». С 1930-х годов он бессменно служил на своём месте, в том числе и во время войны. Но наступил 1984-й, и отношение на студии изменилось — один за другим его фильмы стали заворачивать, и он перестал снимать.

Это был не первый раз, когда Дёжкин оказался невостребованным. После войны на студии господствовал «эклер» (отснятый киноматериал обводили на пленке, и на основе этой кальки рождался мультфильм). Талант Дёжкина, слишком карикатурный и экспрессивный, подавлялся, ему не находилось работы в чинных красивых «эклерных» фильмах — разве что чёрта нарисовать. Стало ясно, что самобытному стилю Дёжкина требуется «свой» фильм. Ему доверили режиссёрскую работу. В 1946 году Дёжкин создал свой первый «спортивный» фильм «Тихая поляна». Матч медведей и зайцев стал предвестником «футбольных» фильмов мастера. С этого момента тема спорта — визитная карточка Дёжкина.

Борис Дёжкин. Страницы биографии

Среди учителей Дёжкина — В. Г. Сутеев, М. С. Пащенко и… Уолт Дисней. Сцены из диснеевских фильмов он знал досконально, но никогда не подражал мэтру американской анимации. Все его фильмы имеют свою индивидуальность. Герои Дёжкина узнаваемы: блестящие чёрные глазки, кустистые брови, нос картофелиной и фирменная улыбка до ушей с выдающимися, в буквальном смысле слова, зубами. В 1960-е Дёжкин мультипликатор №1 на студии. Его участие в фильме гарантировало успех. И вместе с тем на заседаниях художественных советов студии с обсуждением его картин разгораются отчаянные споры.

«Огнистые линии словно прожигают графитную доску. Персонажи безостановочно появляются и исчезают под их хлестким ливнем, берут новый старт, обрастают гроздьями фаз, мчатся к финишу, замирают в немыслимых компоновках, чтобы вновь развернуться веером графических шедевров. С последними штрихами он буквально вколотил мел в доску, распял его в гениальных линиях. Мы расслышали несколько кратких, одному ему внятных междометий, среди которых промелькнуло: “Федька Хитрук работает иначе”. И мистификатор, фокусник, шпагоглотатель, цирковой акробат — он был всё в этот момент — растаял в воздухе. Осталась плотно изрисованная доска с медленно оседающей пылью (сегодня бы эту доску в любой киномузей мира), пол, усыпанный белыми крошками, да еще дворовый возглас — “Федька Хитрук”», — так вспоминает о нём Юрий Норштейн. В 1960-м ему девятнадцать лет, и он пока ещё только осваивает профессию мультипликатора на двухгодичных курсах, где преподаёт в том числе и Дёжкин.

Из этого свидетельства автора будущего шедевра «Сказки сказок» и «Ёжика в тумане» видно, что Дёжкин-педагог — фигура неоднозначная. Его рисунок рождался как будто сам собой, а объяснить, почему нарисовал именно так, художник не мог. «Учить не буду, что украдёшь глазом, то твоё», — так говорил он Виолетте Колесниковой, одной из своих учениц. В книге «Борис Дёжкин. Страницы биографии» жизнь великого мультипликатора освещается многомерно и без прикрас. Воспоминания его вдовы, учеников, коллег по цеху, уникальные записи протоколов художественных советов киностудии «Союзмультфильм», графические материалы — наброски, эскизы, раскадровки. Правдивая документальная основа создаёт совершенно живой образ, а другим и не мог быть «король одушевления».

Борис Дёжкин. Страницы биографии / [авт.-сост. Н. Авдеева и др.]. — Белгород : Константа : Курский фонд кино : Музей кино : Союзмультфильм, 2019. — 255 с. : портр., цв. ил.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ