Существует ряд современных и весьма популярных методик, которые фантазийные истории читать не советуют, а считают необходимым говорить с детьми только о реалиях устройства мира. Но писатели так делать не советуют. Почему? Читаем в материале портала «Слово и Дело».

Почитать ребенку сказку на ночь — это особый ритуал для любого родителя. Добрые истории не только учат малышей, но и прививают чувство прекрасного.

Почему так важно читать детям сказки в детстве? Что они дают и что развивают? Об этом и не только «Слово и Дело» поговорили с писателем Кристиной Кретовой.

По словам эксперта, само возникновение вопроса о том, почему важно читать детям сказки в детстве, очень многое говорит о современном мире. У советских родителей сомнений было значительно меньше не только в этой области: врачам — верить, в садик — водить, прививки — ставить, кормить — до года, школа — во дворе.

Такое отношение было и к чтению. Книг было значительно меньше, книги с красивыми картинками доставались с трудом или брались в библиотеке. Теперь же у современных родителей огромный выбор всего: методик, школ, и, да, книг. В этом есть свои плюсы, можно читать, думать, пересматривать свои родительские установки, расти, но есть и много тревожности.

«Я не смею рассуждать про прививки или о возрасте, когда надо идти в садик, но мне очень бы хотелось выступить «адвокатом» чтения сказок, ведь уже ни для кого ни секрет, что существует ряд современных и весьма популярных методик, которые фантазийные истории читать не советуют, а считают необходимым говорить с детьми только о реалиях устройства мира. Ничего не имею против познавательной литературы, и сама ее с удовольствием читаю и пишу детям. Но, ребята, это же скучно! А как же детские фантазии? А как же вымышленные миры? А как же Карлсон? Золушка? Изумрудный город? Не было в моем детстве большего счастья, чем забраться к маме «под крыло» и послушать «Незнайку». И больше всего сейчас я ценю именно эти моменты с моими дочерьми: чудо совместных переживаний и полетов в сказочные вселенные сложно на что-то променять».

В доказательство своих слов спикер привела ряд аргументов.

Во-первых, народные сказки, книги из родительского детства, истории, которые передаются из поколения в поколение — это прекрасный способ познакомиться с традициями семьи и страны, осознать и принять ее, получить общий «культурный код» со своим ребенком.

Во-вторых, сказки — это возможность замедлиться, переключиться с быстрого темпа современной жизни, успокоиться, что особенно важно перед сном.

В-третьих, сказки и сопереживание персонажам из них, пройденные вместе с героями испытания, осознание разницы между «добром и злом» — все это части современного понятия «сказкотерапия», когда благодаря сказкам у ребенка отрабатывается гармоничная модель поведения и восприятия себя.

В-четвертых, сказки — замечательный помощник в развитии фантазии, воображения и способности рассуждать, а также первый шаг к тому, чтобы человек полюбил чтение во взрослой жизни.

В-пятых, сказки — это возможность пережить совместные моменты счастья, а еще они дают такую необходимую не только детям, но и взрослым, веру в то, что чудеса иногда случаются вопреки всему.

«Если я вас убедила, хочу дать несколько советов, которыми, правда, вовсе не обязательно пользоваться, о том, как можно подойти к этому совместному удовольствию. Современные врачи советуют читать ребенку еще до его рождения. Я не знаю, как оценивать его эффективность, но то, что пройдено на моем опыте, читать здорово начинать, как можно раньше. Это могут быть коротенькие стишки и простые сказки с повторяющимся сюжетом, такие как «Колобок», «Репка», «Теремок», через эти маленькие шаги ребенок учится воспринимать текст на слух».

Потом, как говорит Кристина, можно усложнять сюжеты, подключив классические сказки и книги, которые нравятся, внимательно прислушиваясь к реакции своего ребенка. Очень важно, чтобы процесс нравился обоим. Не существует «надо» в освоении мира, и, возможно, время еще не пришло. Можно играть с ребенком в игру «Продолжи сюжет» и вдоволь повеселиться.

Пусть Колобок сбежит от лисы и докатится до Африки, пусть бабка не варит кашу из репки, а дедка поедет с ней участвовать в сельскохозяйственной выставке, пусть Золушка не выйдет замуж за принца, а откроет сеть своих прачечных. Можно проиграть с ребенком сказку, используя маленькие фигурки, или разыграть мини-спектакль в домашнем театре, пощупать историю всегда ценно и эти моменты навсегда останутся в памяти.

«Если у ребенка есть какие-то страхи или сложные эмоциональные моменты, сейчас существует множество терапевтических серий, например, «Про зайчика Севу» издательства «ПитерДетство», сказки Анны Федуловой про животных издательства «Стрекоза» или истории сказкотерапевта Марии Фадеевой, которые просто можно найти на ее странице, посмотреть и пересказать понравившееся ребенку».

Чем старше становится ребенок, тем более динамичные сюжеты его привлекают. Можно вместе ходить выбирать книги в магазин или библиотеку, прислушиваясь к мнению юного читателя, ведь момент, когда он будет сам выбирать себе книги уже приближается. Когда ребенок только учится читать, можно давать ребенку прочитать только название главы, а остальное прочитать самостоятельно.

«И даже когда ребенок читает самостоятельно, мне кажется, здорово оставить в обиходе практику совместного чтения, в том числе, фантастических сюжетов. Ведь через обсуждение прочитанной книги можно сверить компас и поднастроить направление развития по очень многим вопросам. В помощь родителям для этого сейчас тоже существуют инструменты, например, «Дневник Приключений» Маши Моисеевой и Мэри Блоггинс для совместного заполнения родителями и детьми».

В конце своего рассказа Кристина посоветовала родителям не игнорировать этот процесс. Читать сказки детям нужно. Ведь даже величайший ученый Альберт Эйнштейн считал так: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Иллюстрация: Seymour Joseph Guy

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ