У современных детей свои литературные предпочтения. Но книги, которыми зачитывались их родители, никуда не делись. А в них живут слова, которые могут быть не совсем понятны миллениалам. Их можно услышать в разговорной речи, в фольклоре, в кинофильмах. Избежать встречи с ними невозможно, поэтому лучше познакомиться.

Тюбитейка
Художник В. Бундина

Дал мне как-то одноклассник почитать книгу Михаила Демиденко «Следы ведут дальше, или полпузырька философского камня». Главный герой, Коля Петренко — неисправимый выдумщик. Из-за своего характера он постоянно попадает в нелепые истории. Однажды Коля забрался за яблоками в сад к соседке, бабке Агафье. Но всё пошло не по плану…

 

«Конечно, я попался. Ведь говорил, что к Агафье лучше не лазить, лучше с ней не связываться. Впопыхах вместе с яблоками я оставил и тюбетейку. По тюбетейке меня просто было найти: внутри чернильным карандашом написана фамилия».

Чернильный

Ещё лет сорок назад чернильный карандаш был обычной канцелярской принадлежностью. В начале 70-х годов прошлого века его можно было купить в магазине. С виду — простой карандаш средней твёрдости. Также оставляет на бумаге серую линию. Правда, слегка отливающую металлическим блеском. Но стоит намочить грифель, как карандаш начинает писать фиолетовыми или синими чернилами. Такую линию уже не стереть ластиком. Она надёжно впитывается в бумагу. Всё дело в том, что пишущий элемент карандаша изготавливался с добавлением анилинового красителя. Он быстро реагирует с водой и оставляет линию яркого, насыщенного цвета.

А также химический

В офисе от такого карандаша едва ли много пользы, а вот в полевых условиях он был просто незаменим. Во время военных действий и в Первую мировую, и в Великую отечественную чернильный карандаш имели при себе солдаты и офицеры. Использовать чернила на передовой неудобно, да и небезопасно — можно и документы залить. А чернильный, или как его чаще называли — химический карандаш клякс не оставляет и всегда готов к использованию. Даже вода не нужна — можно просто послюнявить грифель. Правда после этого язык и губы надолго приобретали яркий чернильный оттенок. А кто не хотел пачкаться, тот заполнял документ или чертил сухим карандашом.

В книге Валентина Катаева «Сын полка» описано, как Ваня Солнцев во время разведки в тылу врага рисовал схему переправы через реку химическим карандашом. Задержавшие его в лесу фашисты безошибочно определили, кто делал наброски: «Весь Ванин язык был в лиловом анилине, потому что, рисуя схему, он старательно слюнявил химический карандаш».

Сын полка
Кадр из кинофильма «Сын полка», Союздетфильм, 1946 год

Большой неприятель химического карандаша — дождь. Под воздействием воды грифель начинал активничать, и тогда тёмных пятен на кармане гимнастёрки было не избежать. Но помогала солдатская смекалка: достаточно было надеть на карандаш пустую гильзу, и он становился безопасным!

Золотой телёнок
Кадр из кинофильма «Золотой телёнок», Мосфильм, 1968 год.

Адреса на почтовые посылки и бандероли тоже удобно было наносить чудо-карандашом. У Ильфа и Петрова в «Золотом телёнке» читаем:

«Великий комбинатор соскочил с парапета, озаренный новой мыслью. Не медля ни минуты, он покинул бульвар и, стойко выдерживая натиск фронтальных и боковых ветров, пошел на почтамт. Там по его просьбе чемодан зашили в рогожку и накрест перевязали бечевой. Получилась простецкая с виду посылка, какие почтамт принимает ежедневно тысячами и в каких граждане отправляют своим родственникам свиное сало, варенье или яблоки.

Остап взял химический карандаш и, возбужденно махнув им в воздухе, надписал:

Золотой телёнок
Кадр из кинофильма «Золотой телёнок», Мосфильм, 1968 год.

Ценная
Народному комиссару финансов
Москва».

А ещё химическим карандашом фармацевты наносили надписи на сделанные из пластыря наклейки на медицинских склянках.

 

Урождённый несмываемый

Изначально химический карандаш как раз и предназначался для маркировки тканей. И для оформления различного рода торговых квитанций, чтобы их сложнее было подделать.

Он был изобретён американцем Эдсоном Кларком в 50-х годах XIX века и запатентован под наименованием «несмываемый карандаш». Пишущий элемент был сделан из нитрата серебра, клея, сажи и сахара.

Впоследствии Кларк запатентовал перманентные маркеры для дерева, стекла и металла. Но в быту наибольшее распространение получил его несмываемый карандаш для ткани.

Он же копир

Химические карандаши применяли и для создания копий документов. После нанесения текста на него накладывали чистый лист, смоченный водой, и плотно прижимали. Таким образом получали копию. Текст на ней был расплывчатый, бледный и отображался зеркально, но прочитать документ можно было и на просвет. При желании можно было даже отпечатать копию, как фотографию с негатива.

Триумфальному шествию химического карандаша по планете помешали копировальная бумага и шариковая ручка.

И снова чернильный

Тем не менее химические карандаши не пропали бесследно. Сейчас их можно приобрести в магазинах для художников. Они тоже называются чернильными. А есть ещё акварельные. Ими можно писать и рисовать, они могут имитировать некоторые приёмы живописи. Не могут только одного — совмещать свойства простого карандаша и чернильной ручки.

Поэтому сегодня Коля Петренко не смог бы пометить ими тюбетейку. И не попался бы он после визита в сад к бабке Агафье. И не было бы у него неприятностей. Правда, не было бы и замечательной приключенческой повести Михаила Демиденко «Следы ведут дальше, или полпузырька философского камня», где много других слов и понятий, которые тоже нуждаются в пояснениях.

Вот такой он многогранный, этот непростой карандаш.

Кстати, насколько я помню, был он круглого сечения, в отличие от своей шестигранной родни.

Иллюстрация в заголовке: pixabay.com

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ