• 5 сентября 2019
  • Автор:
  • Фото:«Нарисованные миры. 1001 выдающаяся книга со всего мира в Москве»/Пресс-служба РГДБ

«Тихий» феномен

Одним из результатов сотрудничества ММКЯ и Болонской ярмарки детской книги стала выставка «Нарисованные миры. 1001 выдающаяся книга со всего мира в Москве», подготовленная командой экспертов во главе с Грацией Готти и открытая до 8 сентября в павильоне №75 на ВДНХ. Здесь можно увидеть самые необычные иллюстрированные книги, изданные за последние несколько лет в разных странах мира. Собранные вместе, они отражают значительный культурный феномен сегодняшней литературы для детей. Попробуем разобраться, какой именно.

«Выставка книг – это вообще зачем? Ну ладно еще на старинные фолианты посмотреть, но на современные книги, да ещё и детские? Хорошо, они со всего света, вот издатели пусть и смотрят, выбирают, на что купить права. Литературные экспонаты же ребёнку домой не принесешь, к тому же здесь почти все на иностранных языках.Так для чего мне, обычному читателю, эта выставка?!»

Такие мысли могут возникнуть у многих, кто только-только услышал о «Нарисованных мирах» и пока не разобрался, что к чему. Одно в этом рассуждении потенциального скептика действительно верно: для издателя зарубежной детской литературы экспозиция итальянских гостей на ММКЯ – кладезь смелых и перспективных проектов. Но и для остальных гостей, по крайней мере, для неравнодушных к искусству, она важна не меньше.

Начнём с момента практического: среди тысячи представленных на выставке произведений достаточно тех, которые вполне можно отыскать в магазинах. В первую очередь это работы отечественных независимых издательств: «История старой квартиры» Александры Литвиной и Анны Десницкой, «Театр Джанни Родари» с иллюстрациями Виктории Поповой, а также книга про метро от «Пешком в историю», которое стало рекордсменом среди российских издательств-участников.

«Я думаю, книги отбирали по принципу оригинальности – уникальности подачи материала и содержания, – комментирует директор «Пешком в историю» Екатерина Каширская. – Как бы ни была хороша, например, наша энциклопедия по истории Древнего Египта, для выставки это не ново и потому не очень интересно. Ведь энциклопедий по истории Древнего Египта существует немало. Другое дело – «Это футбол! Игра, изменившая мир» Николе Лорана и Льва Вировца. Там, кроме истории футбола, есть курьёзные моменты, редкие факты, личный взгляд авторов, охват сразу многих тем. Поэтому книга подошла, как и «Математика. История идей и открытий» Иосифа Рыбакова и Марии Астриной, и «Книга холода, льда и снега» Екатерины Степаненко».

Многие зарубежные издания, представленные в экспозиции, уже переведены на русский язык. Например, интерактивный виммельбух «Детектив Пьер распутывает дело» в разделе книг-картинок или «Свобода, равенство, сестринство» и «50 женщин, изменивших мир» из раздела «В главных ролях – женщины». Вышли в России и познавательные «Вопросы памяти» («Пешком в историю») и «Деревья» («Самокат»). Наконец, тут есть и произведения русскоязычных авторов, опубликованные в зарубежных издательствах. Чего стоит хотя бы поэтический сборник «Fire horse» со стихами Маяковского, Хармса, Мандельштама и красочными иллюстрациями в стиле авангарда XX века.

Главный куратор «Нарисованных миров» Грация Готти в день открытия рассказала гостям о выставке и провела экскурсию по всем её разделам, среди которых «Книги для самых маленьких», «Книги без слов», «Буквари», «Познавательные книги», «Книги-картинки», «Чёрные-чёрные книги», «Искусство, архитектура, дизайн», «Поэзия», «В главных ролях – женщины», «Зрелища: музыка, театр, кино», «Комиксы» и «Классика».

Грация Готти /пресс-служба РГДБ
Грация Готти /пресс-служба РГДБ

«Лучшие книги, будь они детские или взрослые, помогают человеку чувствовать, понимать и создавать. Для «Нарисованных миров» мы выбирали именно такие произведения», – заметила  Грация, особо подчеркнув, что перед нами не совсем литературная экспозиция. Она обратила особое внимание на раздел «тихих» книг, которые обходятся без слов. Хотя с точки зрения рынка они и считаются непростыми проектами, сейчас их уже можно выделить в отдельный, успешно развивающийся жанр. С их помощью, объяснила Грация, читатель получает визуальное образование – учится анализировать изображение, расшифровывать те смыслы и эмоции, которое оно передаёт. К тому же текст – гораздо более прямой, привычный современному взрослому способ передачи информации. Визуальное от взрослого часто ускользает, поэтому такие книги могут оказаться важными для всех.

Похоже, слова Грации о роли визуального «чтения» касаются не только раздела «тихой» книги, но и всех остальных «глав» экспозиции. Обозначенные в названии выставки миры, в конце концов, не зря именно нарисованные. Сегодня текст, до этого живший в основном на бумаге, стал править бал в виртуальном пространстве. Сколько слов мы читаем ежедневно на интернет-сайтах, в сообщениях, электронных письмах? Неудивительно, что бумажные книги стремятся предлагать что-то новое, чем не может похвастаться интернет. Они пытаются стать чем-то большим, чем просто информацией и напечатанным текстом, вобрать в себя по-настоящему недоступное в Сети изобразительное искусство и даже архитектуру. Ведь любая книга – это дом, где страницы – это этажи, содержание – фундамент, а обложка – крыша.

Такой подход непривычен для нас, людей текстоцентричных, но каждая из книг на выставке, будь она научная или для малышей, – арт-объект, где нашлось место всему: и изображению, и тексту. Они передают знания и эмоции нетривиально, охватывая сразу несколько сфер нашей жизни, и делают это не только с помощью слов. Здесь можно увидеть радикальный импрессионизм в «тихой» книге о временах года, алфавит через призму цирка или готическую легенду о справедливости. Когда проходишь мимо стендов, становится ясно, что перед тобой современное «чувствовать, понимать и создавать» огромного количества художников. И все вместе это образует музей современного книжного искусства, по-настоящему расширяющего кругозор.

«Нарисованные миры. 1001 выдающаяся книга со всего мира в Москве»/Пресс-служба РГДБ
«Нарисованные миры. 1001 выдающаяся книга со всего мира в Москве»/Пресс-служба РГДБ

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ