Литературные произведения о войне, написанные в годы войны, не имеют другого персонажа, заслужившего такое всенародное признание и любовь, как Василий Теркин. Но мало кто знает, что его история начинается за несколько лет до начала Великой Отечественной.

Теркин стал не просто персонажем произведения, с которым себя ассоциировали бойцы Красной Армии, он словно нес в себе дух народа-победителя!

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВАСЯ ТЁРКИН

Зимой 1939 года на страницах газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» появился новый персонаж — отважный боец и герой Василий Иванович Тёркин. Впервые он увидел свет 31 декабря. Тогда он был просто Вася Тёркин.

Под портретом бойца в будёновке сообщалось: «Специальный корреспондент нашего отдела «Прямой наводкой» Вася Тёркин, пребывающий на передовых позициях, готовит материал, который будет печататься у нас в ближайшее время».

За плечами красноармейца — винтовка, перо и кисть. Эти символы отражали творческое содружество создателей нового 4 газетного персонажа.

ЛИТЕРАТОРЫ- СОЗДАТЕЛИ УДАЛОГО БОЙЦА

Первая публикация о похождениях Васи Тёркина увидела свет в «На страже Родины» 5 января 1940 года. Её автором стал поэт Николай Щербаков.

А. Твардовскому, бывшему литсотрудником, поручили написать вступление к серии рисованных фельетонов.

«Я должен был дать хотя бы самый общий портрет Тёркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с читателем», — вспоминал потом он.

Кстати, Твардовский придумал подачу заголовков — «Как Вася Тёркин…» сделал то-то и то-то. «Основным автором Тёркина стал Щербаков», — писал А. Твардовский.

Но о Тёркине писали также Николай Тихонов и Виссарион Саянов, Сергей Вашенцев и Цезарь Солодарь, автор гимна СССР и России Сергей Михалков.

А начал биографию Тёркина С. Маршак: Не в Париже, не в Нью-Йорке — В деревушке под Москвой Родился Василий Тёркин, Наш товарищ боевой.

ХУДОЖНИКИ — «РОДИТЕЛИ» СОЛДАТА-ГЕРОЯ

Московские художники Вениамин Брискин и Василий Фомичёв первыми воплотили графический образ Тёркина во время Зимней войны 1939-1940 гг.

Вначале Вася — боец-разведчик, который захватывает «языка». Он быстро становится популярен. Картинки и стихи, которыми их подписывали, легко запоминались.

Каждая «серия» располагалась на страницах издания в определённом порядке, а «подвал» — нижняя часть листа газеты — стал постоянным адресом персонажа. В таком виде «серии» про Тёркина выходили в газете «На страже Родины» всю Зимнюю войну и после неё.

И вот заметно набравший популярность Тёркин вышел за пределы военной печати. В журнале «Крокодил» №4 в 1940 году появились приключения Васи Тёркина в десяти рисунках. Подписи сделал Александр Рохович, а картинки — Брискин и Фомичёв. Под фигурой бойца опубликована пояснительная записка: «Перед читателем — Вася Тёркин, храбрый боец, неутомимый разведчик, ловкий, находчивый и сметливый герой многочисленных приключений, описываемых на страницах красноармейской газеты «На страже Родины». «Крокодил» горячо приветствует своего фронтового друга!». Вася ответил редакции телеграммой: «МОСКВА. «КРОКОДИЛ». Благодарю за приветствие тчк желаю успехов в тылу зпт на фронте не подкачаю тчк крепко жму лапу тчк Вася Тёркин».

ВАСЯ ТЕРКИН В «КРОКОДИЛЕ»

И вот заметно набравший популярность Тёркин вышел за пределы военной печати. В журнале «Крокодил» №4 в 1940 году появились приключения Васи Тёркина в десяти рисунках. Подписи сделал Александр Рохович, а картинки — Брискин и Фомичёв. Под фигурой бойца опубликована пояснительная записка: «Перед читателем — Вася Тёркин, храбрый боец, неутомимый разведчик, ловкий, находчивый и сметливый герой многочисленных приключений, описываемых на страницах красноармейской газеты «На страже Родины». «Крокодил» горячо приветствует своего фронтового друга!». Вася ответил редакции телеграммой: «МОСКВА. «КРОКОДИЛ». Благодарю за приветствие тчк желаю успехов в тылу зпт на фронте не подкачаю тчк крепко жму лапу тчк Вася Тёркин».

«ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ» ДО БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

Прописка и форма подачи рубрики «Прямой наводкой» не оставалась однотипной. Например, 19 января 1940 г. в газете появились карикатуры под заголовком «Брем и Вася Тёркин», затем (4 февраля) — «Сегодня мы прямой наводкой даем арктическую сводку», а в октябре того же года вышли последние полноценные подачи раздела «Прямой наводкой». Напечатали стихи, юмореску и даже басню. Газета через похождения своего вымышленного героя учила бойцов хитрости и смекалке.

В феврале 1941 года Вася исчез из газеты, как и раздел «Прямой наводкой», чтобывозродиться уже в годы Великой Отечественной.

ВАСЯ ТЕРКИН НА ЭКРАНЕ

Фильмы о Тёркине снимали с 1941 года. Судьба некоторых не известна. Как короткометражки о сдаче Васей экзаменов великим русским полководцам. А другие снимают по сей день…

В 1941 году на «Ленфильме» в свет вышел мультфильм «Как Вася Тёркин призываться шёл». Короткометражка длится всего 4 минуты и рассказывает о том, как Вася Тёркин боролся с фашистами по пути на призывной пункт.

В 1941 году на студии «Диафильм» выпустили 3000 экз. ч/б диафильма (69 кадров) «Вася Тёркин». Рисунки В. Брискина и В. Фомичёва, а стихи — подписи из газеты «На страже Родины».

13 — минутный мультфильм «Василий Тёркин» снял в 2013 году фонд «Губерния». Кинохроника, стихи А. Твардовского, песни в исполнении Леонида Утёсова и рисунки Олега Добровольского.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЁРКИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ

На страницы газеты Ленинградского фронта «На страже Родины» неунывающий герой Вася Тёркин вернулся 1 мая 1942 года.

Произошло всё это опять же благодаря прикомандированным к редакции известным писателям, поэтам и художникам. В частности — Александру Прокофьеву и Борису Лео (художник). Тёркин вновь занял своё место в газете.

Кроме писателей и поэтов Бориса Лихарева, Виссариона Саянова, Александра Флита, Владимира Иванова, Михаила Дудина, над приключениями Тёркина работали сержант Н.Соколов, капитан В.Зотов, ст. лейтенант Н.Худяков, красноармейцы Н. Глейзаров и В. Кедринский, старший сержант К. Смирнов и другие.

Художник Борис Семёнов в марте 1944-го заменил тяжело заболевшего Б. Лео.

ВЕСЕЛО И ПОЛЕЗНО

Кроме знаменитой поэмы Александра Твардовского и газетной серии также была издана небольшая книга. В ней — сорок страниц, на каждой — история в шести картинках, к которым прилагались четверостишия.

В газете такие «комиксы» пользовались огромным успехом у солдат. Они были наглядными, короткими и смешными. Каждая история традиционно начиналась со слов «Как Вася Теркин»… И дальше бойцы читали о том, как Вася фрицам пару поддал, немецкий дзот взорвал и т.д. Конечно, из каждой истории Вася выходил победителем. Да так, что все покатывались со смеху.

Вася Тёркин выступал в ролях разведчика, сапера, снайпера, минометчика, учил читателя воинскому умению и хитрости. Иные четверостишия представляли собой наставления по стрельбе или правилам маскировки… Вместе с тем Вася Тёркин воспитывал у бойцов веру в наше оружие и в победу.

БРАТЬЯ И ТОВАРИЩИ

На самом деле, Вася Теркин был не единственным персонажем фронтовых газет, на ряду с ним были известны ефрейтор Миномётов и боец Иван Муха, ополченец Павел Большаков и Вася Гранаткин, Федот Сноровкин и Иван Зениткин, Кузьма Штык и Вася Разведкин, Ерёма Гром, Петя Горчичкин, Кузьма Смельчаков, Иван Бойцов, боцман Мефодий Рындабулин или краснофлотец Митя Клотик. Все они помогали бить ненавистного врага, обращаясь к читателям со страниц газет, а также брошюр и книг.

ПОЭМА ТВАРДОВСКОГО

Весной 1942 года Александр Твардовский собрал свои разрозненные публикации и наброски о Васе Тёркине и сел за работу над поэмой. 4 сентября в газете Западного фронта «Красноармейская правда» появились её первые главы. Следом их перепечатывают общесоюзные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Поэму читают по радио СССР Орлов и Левитан. К Тёркину приходит всесоюзная известность и любовь.

Появляются иллюстрации художника Ореста Верейского. В 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, но получил целый шквал писем от читателей, требующих продолжения. «Книгу про бойца» принимали на ура.

В 1946 году Твардовский был удостоен за неё Сталинской премии. Заканчивая поэму, он ещё в 1944 году начал писать её продолжение — «Тёркин на том свете».

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕЧАТЬ

«В строй с июня, в бой с июля, снова Тёркин на войне», — сказано не только о герое, но и о самом авторе. 10 месяцев на Юго-Западном фронте стали подготовкой к военной эпопее — «Василию Тёркину».

В июле 1942 года Твардовский переведён в газету «Красноармейская правда» Западного фронта. Тут поэт реализует замысел о возрождении героя. 4 сентября в печать пошли первые главы: «От автора», «На привале». А первым изданием Тёркина вне газет считается книга, которая выходит в №16 газеты «Красноармейская правда» в ноябре 1942 года.

В начале 1943 года Тёркин увидит свет в издательстве «Молодая гвардия».

Первые иллюстрации к поэме «Василий Тёркин» в «Красноармейской правде» начали появляться уже в 1942 году. Их автором стал сослуживец поэта по редакции и земляк Орест Верейский. Вместе с Твардовским они прошли всю войну и крепко дружили после Победы.

Поэму Твардовского читали на всех фронтах, по всей стране. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», — вывод, что это образ собирательный, типичный. Он был близок бойцам не только своей узнаваемостью, но и оптимизмом, верой в скорую победу. Вместе с Тёркиным люди мечтали о мире, о простой и понятной жизни, когда можно будет «взять топор, шинельку сбросить, нарубить хозяйке дров».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ «ПОЭМЫ О БОЙЦЕ»

11 апреля в газете выходит большой очерк «Кёнигсберг» о боях в городе. А 15 апреля — предпоследняя глава поэмы «В бане». Заключительную главу поэт начал писать в ночь с 9 на 10 мая в Тапиау (ныне Гвардейск).

«С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой».

Эти слова Александр Твардовский написал в очень духоподъёмном настроении. Пришла Победа. А значит, и он, автор, обязан окончить «свою войну», как Твардовский называл работу над поэмой. Но и после войны и окончания работы над поэмой писателя продолжали заваливать обращениями.

Сотни людей хотели ответов: вымышленное ли лицо Василий Тёркин? Как была написана книга? Почему у первой книги нет продолжения?

В итоге автор был вынужден написать «Ответ читателям «Василия Тёркина» и вступить в переписку, которая в опубликованном виде стала втрое больше самой поэмы. Это послужило показателем не только триумфа подлинного художника слова — мастера русской поэзии ХХ века, но и свидетельством истинно народной любви к гениальному произведению, в центре которого наш простой солдат-освободитель.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В послевоенные годы в стране вышли десятки, если не сотни переизданий книги Твардовского. Их печатали в центральных («Молодая гвардия», «Воениздат», «Современник» и др.) и областных издательствах.

А иллюстрировали художники, которые по-своему видели Тёркина, быт и фронтовые будни солдат. Среди наиболее удачных работ можно отметить иллюстрации художников Ивана Бруни, Анатолия Мосина, Владимира Гальдяева, Сергея Алимова, Бориса Чупрыгина.

Объединяет работы разных авторов тональность, она пронизана лирикой и оптимизмом.

ПОЭМА НА МНОЖЕСТВЕ ЯЗЫКОВ

Поэма «Василий Тёркин» после войны издавалась огромными тиражами во многих издательствах нашей страны. Её переводили и на другие языки, хотя чаще — фрагментами, главами, издавая брошюрами или публикуя в литературных и научных журналах или в газетах. Сегодня это продолжается на литературных и литературоведческих порталах и сайтах. Переводить «Василия Тёркина» крайне сложно: «И забыто — не забыто…» — Yes, forget — It’s not the moment (?). Адаптировать поэму и передать ее дух пытались разные специалисты.

Француз Мишель Тьери перевел две главы из поэмы, отрывок из «Тёркина на том свете» появился в переводе Линьи.

На немецкий «Василий Тёркин» был переведён в полном объёме Xуго Хуппертом. Но, по мнению специалистов, переводчикам пока так и не удалось передать «дух подлинника».

КАРТИНА ЮРИЯ НЕПРИНЦЕВА

«Отдых после боя» — картина, написанная в 1951 году. В ней передана идея духовного единства народа в годы военных испытаний.

Замысел Юрию Непринцеву подсказали личные фронтовые впечатления и поэма Твардовского. Картину он писал три года.

Она разошлась миллионами репродукций. Оригинал был подарен Мао Цзэдуну. Но автор написал её версии для Георгиевского зала Большого Кремлёвского Дворца и для Третьяковской галереи.

МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ВАСЯ-УДАЛЕЦ

Народная любовь к Васе не могла не привлечь внимание художников-скульпторов, но настоящие памятники Тёркину стали появляться по всей стране относительно недавно.

Самый известный — это, бесспорно, памятник в Смоленске, открытый к 50-летию Великой Победы. Скульптор А.Г. Сергеев запечатлел поэта-фронтовика и его героя — неунывающего солдата за дружеской беседой. Это — единственный памятник в России, изображающий рядом автора и его вымышленный персонаж.

А ещё памятники Василию Тёркину установили в подмосковном Орехово-Зуеве, в городе Сатка, в Новосибирске, а в 2017 году

памятник Тёркину установили и в городе Гвардейск, где Твардовский закончил работу над своей поэмой.

КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЭМЫ

Иван Бунин: «…Я только что прочёл книгу А. Твардовского(…) и не могу удержаться… Совершенно восхищён его талантом — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык — ни сучка, ни задоринки…».

Самуил Маршак: «Прославленный Василий Тёркин твой никем не может быть повышен в чине. А почему? По той простой причине, что он по сути рядовой».

Дмитрий Быков*: «Более популярной, всенародно знаменитой поэмы в России не было — она не просто заслонила все прочие достижения Твардовского, которые в литературном отношении, может быть, гораздо интереснее(…), но обогнала по славе и цитируемости даже «Жди меня».

Константин Симонов: «Василий Тёркин — это лучшее из всего написанного о войне на войне».

ВАСИЛИЙ ТЕРКИН НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ

Поэма Твардовского о Василии Тёркине неоднократно становилась литературной основой для театральных постановок, моноспектаклей, хореографических номеров и даже мюзиклов.

(1961 — Театр имени Моссовета, постановка А. Шапса. В роли Василия Тёркина — Олег Анофриев. 1972 — Театр имени Моссовета, постановка Б. Щедрина. В роли Василия Тёркина — Юрий Кузьменков, Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов. 1973 — Московский театр оперетты. Музыка А. Новикова. Пьеса П. Градова (по мотивам А. Твардовского). Постановка И. Туманова. Режиссёр —Н. Пронин. Дирижер —Э. Абусалимов. Художники —Б. и А. Кноблок. Балетмейстер — М. Камалетдинов. Хормейстеры — М. Внукова и Е. Колганов. 1979 — моноспектакль, читает —Олег Табаков. 2004 — Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО, постановка Г. Егорова. В роли Тёркина — Геннадий Егоров. 2005 — МХАТ, постановка Т. Дорониной. В роли Тёркина — Сергей Габриэлян. 2015 — Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, постановка А. Ермильшева).

Поэма Александра Твардовского стала литературным свидетельством героизма простого народа, который не только отстоял для потомков свободу своей страны, но и освободил половину Европы, уничтожив преступную гитлеровскую орду!

Василий Тёркин полюбился читателям за свою простоту, находчивость и веру в Победу. Не зря читатели массово отправляли письма автору, ожидая увидеть любимого героя на стройке, в цехах заводов или на полях коллективного хозяйства, он стал не просто любимым персонажем, а товарищем и другом, так легко узнаваемом в каждом бойце, чьей силой воли ковалась Великая Победа, чьими руками заново отстраивалась большая страна.

Источник: Сайт Министерства обороны Российской Федерации

* Внесен в реестр иностранных агентов

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ