• 5 апреля 2019
  • Автор:
  • Фото:Сергей Карпов/Фото предоставлено пресс-службой РГДБ

Сергей Карпов: «Не стоит этим заниматься, если вы хотите денег»

московский независимый детский книжный магазин «Маршак»
московский независимый детский книжный магазин «Маршак»

На Международной ярмарке детской книги, которая в эти дни проходит  в Болонье, встречаются не только издатели, авторы и художники со всего мира, но и представители независимых книжных магазинов.  У них здесь своя программа по обмену опытом. Россию на этот раз представляет московский независимый детский книжный магазин «Маршак». Перед отъездом команды «Маршака» в Италию мы встретились и поговорили с одним из его основателей Сергеем Карповым.

Рассказывая о том, как появился «Маршак», вы часто повторяете: «Мы сделали то, чего нам не хватало». Для тех, кто не в курсе: чего же не хватало и что сделали?
Мы рассуждали так: вот приходит человек в большой книжный магазин, где на него смотрят 8000 корешков, а у него всего 15 минут. Что он вообще может выбрать? У нас же любая книжка проверена, мы гарантируем, что она не только качественно и красиво издана, но не навредит ребенку, многому его научит, объяснит что-то важное об этом мире.

Вы ориентируетесь на свой вкус?
Конечно! Мы абсолютно снобским образом выбираем книги для наших полок. Вообще у нас не совсем обычный магазин: далеко не каждый найдет здесь то, что ему нужно. Но те, на кого мы ориентируемся, наша целевая группа, разделяют и принимают наши ценности. Они, как и мы, согласны с тем, что современный мир открыт, он цифровой, сетевой, но существует огромный культурный пласт, который зашифрован в книгах, и без него не обойтись.

Кого вы считаете своей целевой аудиторией?
Это молодые родители. До 35 лет по большей части. Люди, которые очень много времени проводят или даже работают в интернете. Активные горожане – так мы очень коротко характеризуем нашу аудиторию. Они и формируют вокруг «Маршака» целое сообщество с едиными для нас всех ценностями.

Какие это ценности?
Открытость. Уважение друг к другу. Отсутствие табу. Партнёрские, а не патерналистские отношения.

Как о вас узнали организаторы Международной ярмарки детской книги в Болонье?
Если честно, не знаю. Могу только предположить, что о нас узнали, так как многие другие независимые книжные детские магазины в России просто закрылись. Еще про нас могли услышать после приезда известных авторов и иллюстраторов. Таких, как художница Флоор Ридер, например. Мы проводили с ними воркшопы, а они делились этим в соцсетях.

Что именно ждет вас в Болонье?
Там на отдельную конференцию собираются ребята со всего мира, которые делают независимые книжные магазины. Нас позвали поделиться опытом, но я не очень понимаю, что смогу им рассказать. Они ведь хотят услышать про бизнес, а в наших реалиях про бизнес говорить не имеет смысла. Могу рассказать, как поначалу мы ежемесячно вкладывали свои собственные деньги, чтобы это всё работало. Только недавно стали выходить «в ноль». Правда, зарплату сами себе по-прежнему не платим, но хоть аренду отбиваем. И это при условии, что мы ещё достаточно, как мне кажется, грамотно пользовались своим медийным ресурсом. Так что в Болонье есть смысл поговорить о том, как грамотно выстроить коммуникацию со своей аудиторией. И еще про обэриутов расскажем, потому что они приехали, и мы с 1 апреля начали продажу.

«ОБЭРИУ»
издательский проект «ОБЭРИУ»

Ваш проект «ОБЭРИУ» – не просто книга, а целый набор. Из чего он состоит и на кого рассчитан?
Это набор для трёх возрастов внутри одной семьи. Сборник стихов для родителей, которые они читают сами или вслух детям. Он чёрно-белый, потому что весь цвет ушёл в плакаты-зины формата А2. Их пять, и предназначены они больше для детей, которые ещё не умеют читать. А в середине или ближе к концу апреля появится бесплатное приложение «ОБЭРИУ», где можно записывать голос и видео.

Как это работает?
Ты заходишь в приложение, и тебе выпадает случайное стихотворение и случайный музыкальный бит. Если этот текст не нравится, выбираешь свой. Затем надеваешь наушники, включаешь камеру с микрофоном, нажимаешь на запись и читаешь вслух. Приложение создаёт из этого клип или трек, которые можно сохранить в соцсетях. Мы уже сделали клип-инструкцию с группой «Макулатура», будут и ещё ролики с другими музыкантами. Приложение рассчитано на подростков начиная лет с 10. Примерно в этом возрасте они заводят аккаунты в соцсетях, активно слушают музыку, так что эта история подходит им по духу, а попутно вполне доходчиво объясняет, кто такие обэриуты.

С чего начался издательский проект «ОБЭРИУ»?
Как и «Маршак» – с личной заинтересованности. Наш партнёр Алик Троицкий хотел купить стихи обэриутов своим детям и не нашёл. Есть только отдельные сборники поэтов. Мы решили это дело исправить, и вот перед вами целый проект. Вообще, для того, чтобы что-то получилось хорошо, этим нужно серьезно «болеть». Не случилось бы наших обэриутов, если бы не было внутренней убежденности: это же фантастическое наследие, почему его нигде не найти?! По сути мы взяли целый пласт культуры и перевели его на язык, доступный современным молодым родителям.

Там только детская поэзия?
Да. Обэриуты, конечно, не только про детство. Думаю, им, за исключением Хармса, скорее всего, вообще не нравилось писать детские стихи. Но ведь нужно было что-то есть. В этом есть какая-то символическая сцепка: Самуил Маршак, издавая «Чиж» и «Ёж», подкармливал обэриутов, публиковал их, давая возможность выживать. Так что эти два имени – Маршак и ОБЭРИУ – изначально тесно связаны.

А почему, кстати, ваш магазин называется «Маршак»?
В чем-то это дань традиции – называть независимые книжные именами знаменитых людей. Вот «Циолковский», вот «Ходасевич», а мы – «Маршак». Первые такие магазины несли «левацкую» идею знания, доступного всем. Не то чтобы мы там леваки какие-то, но идею о доступном знании и этот флёр свободы, безусловно, хотели перетащить к себе. А потому искали название, которое даже фонетически будет звучать немного «левацки». Наконец, сам Самуил Маршак – это ведь больше, чем то, что он написал. Он вместе с Чуковским создал ту детскую литературу, которую мы сегодня имеем. До Чуковского и Маршака все было совершенно иначе.

И мы тоже пытаемся максимально растащить мир детской литературы – объяснить людям, что она не про то, что взрослые дядьки и тётки пишут для маленьких детишек.

«Растащить» – это как?
Например, у нас в детском книжном можно купить книжку «Гитлер в Вене». Она про юность диктатора, про молодую Вену, какой увидел ее Гитлер. Почему нам нельзя об этом знать? У нас много книг с размышлениями о проблемах юности и молодости, а не только детства.

Вообще, хотелось сделать из «Маршака» центр по изучению детства и молодости, эта идея по-прежнему в силе, только времени пока не хватает: нас же всего трое.

Образ детства и молодости сейчас меняется?
Конечно, но трудно сказать, как именно. Я не поддерживаю тех, кто кричит: «Ой, гаджеты погубят наших детишек!» Потому что это не так. И 150 лет назад, и сегодня ребенку важны игра, внимание, родители, друзья. Если вы умеете объяснить своим детям, что такое планшет и как его лучше использовать, нет причины волноваться, что, вкусив однажды запретный плод, они свернут с верного пути. Современный мир и новые технологии дают нам возможность выстроить с ребёнком партнёрские отношения. Это вопрос доверия. Сегодняшний подросток находится «в экране» примерно по 8 часов в день и может найти там абсолютно все, что только захочет. Вопрос – доверяете ли вы ему, даёте ли право самостоятельно выбирать информацию и познавать этот мир. Как-то мы с женой и дочерью гуляли по Москве. Варе ещё 4 лет не было, и вдруг она говорит: «Мама, а ты представляешь, если силы трения не будет, то машины никуда не смогут ехать, а мы никуда не сможем ходить». Откуда она это знает?! Мы не инженеры и не беседуем с ней о проблемах физики! «Мультик смотрела», – говорит Варя. Вот так вот: мы часто думаем, что мультики – это в лучшем случае развлечение, в худшем – опасность, а на деле хороший мультфильм – это настоящая школа.

Вы бы могли назвать 5 лучших детских книг за последний год?
Нет, не могу. Не потому, что их нет, напротив, не считаю возможным кого-то выделять. Всё, что есть у нас в магазине, стоит внимания. Я абсолютный фанат издательства «Лес рук». Дико люблю издательство «Бумкнига» – всё, что они сделали, это невероятно круто. Появилось издательство NoKidding, которое вроде как бы про взрослых, но на деле не совсем.

Чего сейчас, по-вашему, не хватает на детском книжном рынке?
Думаю, не хватает размышлений о нашей национальной культуре. Российские издатели много переводят. И это здорово, это значит, что мы – часть глобального мира. Но внутри него всё равно должно оставаться место для национальной, местной культуры.

Мне было бы интересно узнать, что современные молодые авторы и издатели думают о русской культуре. Я не говорю, что ее надо насаждать, но я за то, чтобы мы перестали воспринимать наш культурный процесс как разрозненный и делить его, допустим, на «красный» и «белый», спорить, кому мы наследуем. Потому что мы и тем, и другим наследуем.

И напоследок, что бы вы посоветовали человеку, который хочет создать свой детский книжный?
Крепко подумать. Хотя, конечно, в этот момент я смахиваю на тех, кто в свое время отговаривал меня открывать «Маршак»… Поэтому если вам это действительно надо, то не слушайте никого и открывайте. Только не стоит этим заниматься, если вы хотите заработать много денег. Наоборот, будьте готовы, что первые три года вы будете не получать, а только отдавать…

Адрес независимого детского книжного магазина «Маршак»:  Москва, Казарменный переулок 4 строение 3

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ