Все читатели знают, что без автора и художника книга не появится. Кто-то из читателей более или менее представляет, что делают для книги всевозможные редакторы и корректоры. Но о людях, которые помогают встретиться читателю и книге, известно не так много. А меж тем это удивительные люди, невероятно талантливые и воодушевляющие – и в силу постоянной занятости практически неуловимые. И именно с ними наш разговор – о книгах, читателях и любви.

Анна Чебарь, специалист по связям с общественностью, издательство «АКВИЛЕГИЯ-М»

Мария Ушенина: Каковы, с вашей точки зрения и по вашему опыту, обязанности книжного пиарщика? Отличаются ли они в разных издательствах?

Анна Чебарь: К сожалению, ответить ни про другие издательства, ни про «суть и теоретические основы» работы пиарщика я не смогу. У меня педагогическое образование и пятнадцатилетний опыт работы редактором. Пиарщиком я стала только в АКВИЛЕГИИ, про «здесь и сейчас» и могу говорить. В мои обязанности входят «связи с общественностью» в самых разных смыслах этих слов. Со стороны (да и изнутри) это работа мечты. В детстве я обожала читать книги и мечтала найти именно такую работу – целый день читать. Взрослые говорили, что такой работы не бывает. Потом я с завистью прочитала у Стругацких про профессионального читателя поэзии, амфибрахиста (помните Константина из «Сказки о Тройке»?).

Но вот теперь я получаю деньги именно за то, что читаю книги и рассказываю о них, а еще целыми днями сижу в соцсетях, а еще два-три раза в месяц путешествую по разным городам России за счет издательства, а еще меня постоянно приглашают на разные праздники и игры в библиотеки! Ну круто же!

Если серьезно, то на мне наша группа в ВК. Своей задачей я вижу не столько рекламу книг и выкладывание новостных постов, сколько формирование комьюнити, а по-человечески – объединение вокруг издательства читателей, которые любят именно детские и подростковые книги. У нас там прям классная компания собралась! Я не умею отделять работу от жизни. Поэтому с самыми активными участниками группы, мне кажется, я уже давным-давно знакома, с некоторыми и развиртуализировались уже! У нас невероятные читатели. Мне иногда кажется, что они наши книги лучше нас знают!

Вторая моя зона ответственности в сети – наш канал в Дзен. Мне эта площадка представляется одной из самых важных и перспективных. В соцсетях все посты очень быстро уходят «в прекрасное далёко», лента постоянно меняется. А статьи в Дзене отлично ищутся любым поисковиком, там удобная система подборок, легко отслеживать статистику.

Вне сети на мне общение с библиотеками (помощь в организации встреч с писателями, подготовка обзоров, подборок по темам, выступления на методобъединениях и т.д.). Работа с блогерами и специалистами по чтению (розыгрыши, рассылка информации о новинках и т.д). Я стараюсь отслеживать крупные литературные конкурсы и готовлю документы для номинирования наших книг и наших авторов. Участвую в самых разных книжных мероприятиях: конференциях, круглых столах и т.д. На книжных выставках провожу мастер-классы и другие активности для детей и торгую книгами.

Даже не знаю, что из всего этого нравится больше. Всё!

Анна Чебарь
Анна Чебарь, фото из личного архива

Мария Ушенина: Как вы думаете, что делает пиарщика настоящим пиарщиком? Нужно ли для этого специальное образование, пригождается ли неспециальное и личный опыт?

Анна Чебарь: Мне больше нравится «специалист по связям с общественностью». (Улыбается) Наверное, специальное образование мне бы пошло на пользу. Но так получилось, что эта профессия родилась гораздо позже нас и, можно сказать, рождалась у нас на глазах. Я пыталась проходить разные курсы, чтобы приблизиться к званию «Настоящего пиарщика». Чужой опыт, обобщенный и осмысленный, конечно, помогает в работе. Хотя иногда забавно наблюдать, как какая-нибудь фишка появляется сразу у десятка блогеров – сразу понимаешь, что кто-то умный на каких-то курсах запустил новый тренд и «все побежали».

Но все же мне кажется, что важнее своя собственная увлеченность и личный опыт. Возможно, это звучит очень ненаучно и непрофессионально… Но гораздо больше теоретических знаний мне помогает то, что я сама читатель и пользователь. Ведь всё, что интересно и полезно мне, может быть интересно и полезно и другим.

Еще есть ощущение, что пиар – он не столько про рекламу, сколько про помощь: помогаю библиотекарям в их работе, помогаю читателям находить важные и интересные для них книги, помогаю людям познакомиться и начать дружить или сотрудничать вокруг наших книг…

Педагогическое образование очень помогает. Даже в мелочах. И голос поставлен. И выступать и нести новые знания в массы люблю. И с детьми общаться умею.

И весь личный опыт работает на дело. А иначе зачем он нужен?

Иногда кажется, что не помешало бы актерское образование. Потому что любое выступление и даже (а может, и в большей степени) общение с покупателями на выставках – это настоящий стендап. Не только у нас – я же слышу коллег и из других издательств. Иногда ловлю себя на том, что по каждой книге в голове уже есть привычный текст «выступления», родившийся когда-то как экспромт, а потом прижившийся. Но ведь и актеры каждый раз играют одну и ту же пьесу, просто каждый раз чуть по-разному.

Я обожаю эти мини-шоу. Эмоциональная отдача колоссальная! А один раз была сцена из «Игрушки»:

– Ну что, сынок, какую книгу выбираешь?
– А может, лучше тетю возьмем?

Хотя чего уж скрывать. Это льстит. И сейчас это я с удовольствием хвастаюсь. (Смеется)

При этом я бываю безумно благодарна покупателям, которые заставляют ломать шаблоны. У меня отдельный файлик в заметках со смешными разговорами на выставках. Вот в Уфе, например, одна женщина в очень красиво стилизованном под народный наряде искала книги про коров. Мы ей нашли роскошную картинку с коровой в книге «Крошка ёжик» Тамары Крюковой. Но ее не устроила цена. Вот если бы на картинке у коровы было бы вымя, тогда взяла бы, а за одну голову без вымени это было дорого.

Это я всё к чему? Опыт опытом, но в работе пиарщика всегда есть место экспромтам и неожиданностям.

Мария Ушенина: Как вам кажется, существуют какие-то личностные особенности, которые помогают быть волшебником, а не скучным водителем соцсетей и рассылателем рекламных писем?

Анна Чебарь: Есть только одна личная особенность, помогающая в работе: я очень люблю книги АКВИЛЕГИИ. Я влюбилась во многие истории уже лет 10 назад (да, они всё переиздаются и переиздаются – и «Костя + Ника», и «Конкур в ритме солнца», и книги Елены Габовой, и многие другие!!!), когда и не мечтала тут работать. «Вы так интересно рассказываете о книгах!» – слышу я на каждой выставке. А я их просто сама очень люблю! А о любимом, конечно, говоришь и пишешь со страстью! И еще я терпеть не могу скучную рутинную работу. Я с детства и до сих пор «играю» во всякие скучные домашние дела по придуманным мною правилам. Поэтому в соцсетях мне самой должно быть интересно. Вот у нас там то и дело всякие игры и развлечения. Чувствую себя немного массовиком-затейником. Но стараюсь не перегибать палку.

С рассылками скучнее. Но они и реже. Очень хочется и в рассылках устроить что-нибудь необычное, но не хватает рук и времени.

А в общении с покупателями на выставках главное волшебство – это то, что во всех городах, где мы бываем, у нас появляются постоянные читатели, которые приходят каждый год и не по одному разу на выставку, покупают новинки, передают привет сотрудникам, приезжавшим в прошлые годы… Мы уже знаем какие-то подробности про жизнь этих людей и чувствуем их почти друзьями. Вот неделю назад в Архангельске (фестиваль «Белый июнь» – прим.): девочка Лиза, которая обожает серию «Современная проза», сломала ногу и не смогла прийти, за книгами пришла ее мама; молодой человек, который в прошлом году покупал «Победителей судят» Тамары Крюковой, тоже не пришел, пришла его мама и рассказала, что он теперь продолжит музыкальное образование в Москве, обещали пригласить на концерт… И это удивительное волшебство – люди в разных городах, которые целый год ждут, когда мы привезем им книги!

Мария Ушенина: Расскажите о самых любимых и самых невероятных проектах, которые вам удалось реализовать

Анна Чебарь: Из проектов в сети мне очень помогает в работе программа «Баллы». Я так и не придумала ей поэтичного названия, потому что не ожидала, что она так приживется. А потом уже менять было поздно – все привыкли. Суть подсмотрена в обычных магазинах. Пользователи соцсетей присылают ссылки на опубликованные отзывы и другие материалы о наших книгах и получают за это баллы. 1 балл – 1% скидки. 100 баллов – любая книга бесплатно. В итоге мне не нужно отслеживать материалы о нас, все ссылки присылаются в сообщения группы. Ну и книги (в том числе новинки) попадают к самым активным и неравнодушным библиотекарям и читателям.

В сети вообще за 5 лет моей работы придумалось очень много удачных форматов розыгрышей, викторин и других материалов, предполагающих обратную связь. Ведь сложность в том, что должно быть интересно и тем, кто книгу еще не читал. Плюс важно, чтобы в ходе игры книгу прочитать захотелось.

Много удачных сценариев для встреч в библиотеках и школах. Самых любимых у меня два – экологическая игра про птиц по книге Екатерины Каликинской «Вокруг света на птичьем крыле» и детективная игра по книге Майи Лазаренской «Дело о белом кенгуру» с шифровками (ее мы уже где только ни проводили – и в Воронеже на «Читай-Болтай», и на «ЛитераТуле», и на Красной площади…).

Проект, который сейчас в работе – «Литературная карта России», на которой отмечены места рождения, учебы и жизни современных российских писателей. А то бывает, что библиотека страдает – не может пригласить писателя из Москвы, а совсем рядом с ней живет какой-нибудь замечательный наш автор!

Всегда поддерживаем продуктивные проекты библиотек – «Буклук», «Букфейс» и т.д.

Вообще люблю проекты, в результате которых остаются материалы для практической работы по книгам с читателями.

Мария Ушенина: Отключается ли у вас когда-нибудь генератор идей или, как у художников и писателей, он всегда запущен, ловит сигналы из космоса и в любой момент может запищать «Эврика!»?

Анна Чебарь: Генератор идей ловит сигналы не из космоса, а из жизни вокруг. Я вижу, как работают коллеги, подсматриваю идеи у разных книжных блогеров, многое мне нравится у пиарщиков трех любимых театров (игры, конкурсы, интересная подача фактов, интересное оформление – а главное атмосфера, которую они сумели создать в своих сообществах). Сама люблю разные активности и каждый раз первая мысль «Как это можно прикрутить к моей работе»?

«Эврика» я пищала в начале лета (и продолжаю пищать – теперь уже от восторга). В июне не было ни времени, ни сил на какую-то большую летнюю игру в группе ВКонтакте. Читатели ждали и спрашивали, а у меня из-за выставок и других проектов не было времени даже отложенные публикации подготовить на три недели командировок и отпуска между ними. И тут возникла идея предложить читателям самим придумывать и выкладывать в группу игры по нашим книгам. В итоге и в Великом Новгороде, и в Архангельске мне оставалось только переносить классные идеи из предложенных записей в ленту. Идеи такие интересные и разнообразные – мне бы в голову такое не пришло!!! Мы уже и по первым буквам слов названия книг угадывали, и наряды подбирали «под обложки», и искали упоминания Пушкина в книгах АКВИЛЕГИИ (оказалось их очень много), и искали ноты в названиях книг. Заданий и игр так много – на все лето хватит! И на несколько статей в Дзене. Вот какие у нас читатели потрясающие!

Возможно, это и есть главная задача пиарщика – сделать так, чтобы вокруг книг издательства кипела бурная жизнь, чтобы их знали и обсуждали, любимые – советовали друзьям и знакомым, чтобы библиотекарям хотелось проводить всевозможные активности именно по этим историям, и чтобы на каждой книжной выставке сотрудники издательства слышали: «Мы это уже все прочитали. А что у вас новенького вышло?»

 

Марина Терехова, заведующий центральной детской библиотекой им. Н.А. Внукова, Централизованная библиотечная система Выборгского района Санкт-Петербурга, в недавнем прошлом пиар-менеджер издательства «Качели»

Мария Ушенина: Каковы, с вашей точки зрения и по вашему опыту, обязанности книжного пиарщика? Отличаются ли они в разных издательствах?

Марина Терехова: Начну с последнего вопроса: не знаю, честно говоря. Официально пиарщиком детского издательства я работала только в издательстве «Качели», предыдущие мои опыты в этой области были исключительно по любви. В «Качелях» я вела социальные сети издательства, где рассказывала о наших книгах, придумывала и проводила различные конкурсы, где призами были не только книги, сделанные с огромной любовью, но и подарки от друзей издательства.

Например, я как-то искала авторский шоколад, чтоб подарить большой красивый и вкусный набор своим сладкоежкам, мужу и детям, нашла замечательного мастера, создающему идеальные сладости. И мне пришла в голову идея сделать подарочные сеты: книги новой серии классики для девчонок (не торопитесь возмущаться гендерному делению книг, я все объясню!) и наборы шоколадных медиантов, искусно украшенных ягодами, орешками, цветными кусочками шоколада. Тогда мне пришла в голову мысль: а что, если мы к замечательным книгам добавим еще и вкусный шоколад? Это ж идеально: читать и уплетать шоколадки!

Придумано – сделано! Мы разыграли эти наборы, один уехал в Тольятти, а вот другой мы отправили на Донбасс: его выиграла девочка-подросток. И до слез все были счастливы, когда новенькая «Поллианна» и вкуснейший шоколад оказались в руках этой девочки!

В другой раз мне в ленте попалась запись девушки, живущей на берегу моря и создающей из деревяшек, обласканных морскими водами, удивительные маяки и прибрежные деревушки. А я как раз читала повесть Н.А. Внукова «Один» и сокрушалась, что книга прошла мимо меня-ребенка. Хотелось рассказать о ней и разыграть ее среди наших читателей, а тут – такие восхитительные маяки!

В общем, мы и этот розыгрыш сделали, получилось интересно и со смыслом.

Помимо постоянного общения с читателями в социальных сетях, нужно было участвовать в семинарах и конференциях, рассказывать о наших книгах взрослым, от которых сильно зависит круг чтения ребенка. У нас до сих пор книги ребенку чаще всего выбирает взрослый: мама, бабушка, воспитательница, учительница… А ведь так важно дать ребенку свободу в книжном магазине и в библиотеке! Это же невероятное, уникальное приключение: походить между полок и стеллажей, где на уровне твоих глаз стоят такие разные книги, способные на какое-то время дать тебе ощутить себя то отважным искателем приключений, то детективом, то путешественником… да кем угодно! А мы, взрослые, так безапелляционно вмешиваемся в этот очень интимный момент и… рушим магию встречи маленького человека с бескрайним океаном книг.

Поэтому всякий раз, когда удавалось поработать с детской аудиторией (например, приходя с книгами в сад или школу, пиарщик не только «продает» книги своего издательства, но обустраивает встречу детей с литературой, встречу без посредников), я ликовала, если ребята верили, что могут сами сделать выбор, и брали книги порассматривать, записывали в телефоны свои списки! Возвращаясь к реплике про классику для девчонок: я, разумеется, убеждена, что у книг нет гендера, и истории о девочках стоит читать и мальчикам: девочки ведь читают истории о мальчиках, отчего бы и мальчишкам не почитать про девчонок? И книги про технику девочкам не менее интересны, чем мальчикам.

Работая в библиотеке, я обращаю внимание на то, что мамы сыновей частенько не скрывают скептического отношения к читательскому выбору своего ребенка, если он успел взять с полки книгу про принцесс, а мамы дочек нередко порицают выбор ребенка, который вдруг захотел почитать книгу про пиратов. Это печально, потому что так мы лишаем ребенка субъектности, не даем ему научиться делать выбор (а потом впадаем в отчаяние, когда старшеклассник не может и не хочет делать один из самых важных выборов в своей жизни: на кого пойти учиться, например); это грустно еще и потому, что мы так небрежно внушаем ребенку, что его интересы не имеют значения, что девочкам надо читать непременно про принцесс и ведение домашнего хозяйства, а мальчикам – исключительно про битвы и сражения, машинки и самолеты. Мы им внушаем, чем они должны (Кому? Зачем? Почему, наконец?!) интересоваться чем-то таким и не смотреть в сторону чего-то другого. В общем, я за уважение и диалог.

Мария Ушенина: Как вы думаете, что делает пиарщика настоящим пиарщиком? Нужно ли для этого специальное образование, пригождается ли неспециальное и личный опыт?

Марина Терехова: Я не настоящий пиарщик, конечно, так что – не знаю. Мною в работе двигала любовь. К детям, к литературе, к тому, как потрясающе интересно можно провести время за чтением. Можно стать маячком для ребенка, а можно и не стать. Мне нравится думать, что я какое-то время таким маячком смогла побыть, а теперь стараюсь сделать так, чтобы библиотека, которой я руковожу, стала таким источником света для детей.

Образование специальное, наверное, нужно. У меня его нет, не будем считать годовой курс пиара на факультете журналистики таким вот специальным образованием. А вот искренность и личный опыт – читательский, мамский, учительский – он важен, я им активно пользовалась и смею думать, что это было эффективно.

Марина Терехова
Марина Терехова, фото из личного архива

Мария Ушенина: Как вам кажется, существуют какие-то личностные особенности, которые помогают быть волшебником, а не скучным водителем соцсетей и рассылателем рекламных писем?

Марина Терехова: Я бы к таким особенностям отнесла неугомонность, интерес к жизни, к тому, что ты делаешь, искренность.

Мария Ушенина: Расскажите о самых любимых и самых невероятных проектах, которые вам удалось реализовать.

Марина Терехова: Это, конечно, внезапно родившийся проект с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом — старейшим научно-исследовательским учреждением России, проводящим комплексное изучение полярных регионов Земли. В прошлом году в «Качелях» вышла невероятно интересная научно-популярная книга историка и педагога Ильи Бояшова «Как открывали полюсы Земли», она настолько живая, что придумалось отправить ее полярникам на наши научные станции. Мы связались с ААНИИ, предложили вот такую авантюру, которую в институте быстро подхватили, и работа закипела: мы дождались экспедиций, отправили книги на станции, молодые ученые эту книгу прочитали и записали нам серию видео, где рассказали о своих впечатлениях от нее, показали ребятам быт полярных станций. А теперь в издательстве «Качели» готовится книга, которую пишут эти ученые: должно получиться что-то вроде дневника полярника! Ждем.

Мария Ушенина: Отключается ли у вас когда-нибудь генератор идей или, как у художников и писателей, он всегда запущен, ловит сигналы из космоса и в любой момент может запищать «Эврика!»?

Марина Терехова: Нет, не отключается вообще. У мозга пиарщика нет выходных и отпусков, есть постоянное желание рассказывать об авторах книг, о художниках, верстальщиках, редакторах, корректорах, печатниках, читателях, о жизни книги. И хочется это делать настолько классно, чтоб дети заинтересовались, захотели прочитать, обсудить, как-то прожить прочитанную историю.

Так что да, в любой момент может озарить. С шоколадом, маяком, полярниками – это было внезапно настолько, что даже падая с ног от усталости, хватаешь блокнот и быстро-быстро одеваешь идею в слова, образы, чертишь карты, что за что цепляется, куда мы можем попасть вообще с этой книгой и что мы там можем найти, чем обогатиться, чем поделиться и так далее.

Это классная работа, если ты правда ее по любви делаешь, а не только за «пик-пик» на смартфоне дважды в месяц. (Смеётся)

Интервью провела Мария Ушенина

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ