Зачастую авторы книг о школьном буллинге идут одной дорожкой: они показывают происходящее глазами жертвы или того, кто рядом с ней. И в итоге читатель получает либо сильный эмоциональный шквал, способный погрузить в отчаяние, либо манипулятивную назидательность, которую хочется стряхнуть и никогда к ней больше не приближаться.

Елена Мамонтова. Белая сова
Елена Мамонтова. Белая сова

«Белая сова» Елены Мамонтовой устроена иначе.
Во-первых, о травмирующих ситуациях (да, она в книге не одна, и, думаю, каждый согласится, что нахождение в атмосфере постоянной агрессии травмирует всех – и активных участников, и пассивных наблюдателей) рассказывается честно, но бережно по отношению к читателю.
Во-вторых, книга написана от лица одной героини, но при этом даёт возможность взглянуть на ситуацию с разных точек зрения: жертвы, преследователей, родителей жертвы, родителей преследователей, учителей, которым всё равно, и учителей, которые поддерживают.
В-третьих, становится совершенно очевидно, что оказаться внутри такой ситуации может каждый, вне зависимости от личных качеств, местности и даже времени.

И выясняется это всё постепенно.
В первой главе героиня – второклассница Ира. Действие происходит в 90-х годах ХХ века: «Детский мир» – единственное место, где можно купить всё к школе, описание самой школьной формы, обилие букетов из астр и гладиолусов на линейке первого сентября; герои для личных целей вырезают картинки из журналов «Мурзилка» и «Костёр». Кажется, у девочки намечаются какие-то проблемы в школе, в которую её переводят из той, где есть друг.
Во второй главе рассказ ведётся от имени взрослой Ирины; время действия – наша с вами современность (до первого карантина); проблемы, но иного плана, намечаются у шестиклассника Ваньки, сына Иры.

В соседних главах «рифмуются» события и детали, но там, где повествование ведётся от лица Иры-школьницы, героиня – жертва школьного буллинга. А то, что вспоминает-то о них Ира взрослая, позволяет автору органично совместить непосредственность переживаний ребёнка и здравую оценку взрослого.
В главах, посвящённых Ваньке, сын Иры – один из участников издевательств над одноклассником-новичком. И благодаря комментариям Ваньки мы знаем, почему шестиклассники не замечают в своих действиях ничего плохого. А то, что сами-то мы видим ситуацию глазами взрослой и адекватной Иры, с её опытом прохождения через подобные преследования, помогает нам не утрачивать здравого восприятия.
Так картинка становится объёмной и живой.

Елена Мамонтова
Мамонтова Елена Ивановна

Я ждала «Белую сову». И специально ничего о ней не читала, доверившись двум фактам, которые пробудили моё любопытство: автор работала над ней в походе по горам (он же – экстрим-тренинг для писателей) в компании Ольги Колпаковой и Тамары Михеевой; рукопись получила премию имени Владислава Крапивина (номинация «Выбор жюри»).

Что ж, горы я получила в виде эмоций (книжных и своих) и умения героев брать себя в руки и принимать правильные решения. И хотя книга на серьёзную тему, читается она на одном дыхании (девятилетний читатель, добравшийся до неё после меня, не даст соврать). Она увлекательна, как приключенческая повесть, и в ней много света и тепла – и в этом она абсолютно крапивинская.

И мне очень нравится, что автор оставляет читателю возможность додумать некоторые моменты. Например, самостоятельно свести вместе полёты Ирки и полёт Юрки. Или увидеть, что истории Иры и Ваньки (как и полёты) могли закончиться совсем иначе.

И предположить, что Ира (уже семиклассница), которую дразнят «паранормальной», не просто так рассказывает на уроке именно о «Кэрри» Стивена Кинга, в которой девушка со сверхъестественными способностями жестоко отмстила тем, кто унижал её в школе. И отчаянный комментарий героини, «что любая чаша терпения может переполниться и затопить всё вокруг!» – явное предупреждение одноклассникам. И если учесть постоянные параллели между тем, через что проходила в школе Ира, и тем, что происходит с Ванькой в роли обидчика, легко предположить, что героиня могла бы воспринять всё так: мол, спустя столько лет её сын мстит другим за её детские унижения. Но нет, Ира – не Кэрри, и самое сверхъестественное её свойство – умение подниматься после подножки – и лететь дальше.

Белая сова / Е. Мамонтова / худ. П. Ерофеева. – Стрекоза, 2023

ПроДетлит

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ