Первое чувство, когда берешь в руки эти книги, прекрасно оформленные, с великолепными иллюстрациями, и читаешь оглавление, – восхищение. Под одной обложкой собраны произведения, которые обязательно должен прочесть каждый ребенок (да и взрослый, если не сделал это вовремя). Это классика детской литературы. В основном – отечественная, исключения составляют сказки Андерсена, Перро и братьев Гримм. Первоклассникам предлагаются русские народные сказки («Зимовье зверей», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди»), стихи русских поэтов о природе (Пушкина, Тютчева, Майкова), басни Крылова, рассказы Л.Н. Толстого из его «Азбуки», сказки В.П. Катаева «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик», «Мойдодыр» и два стихотворения К.И. Чуковского. Есть здесь несколько рассказов В.А. Осеевой, как известные («Волшебное слово», «Синие листья»), так и менее известные («Навестила», «Хорошее»). А как же обойтись без Виктора Драгунского! Знаменитая «Заколдованная буква» (это про то, как ребята учат друг друга правильно произносить слово «шишки» и шепелявят на все лады) и трогательный рассказ про светлячка «Он живой и светится!» Есть тут и Бианки («Кто чем поет» и сказка про муравьишку). Есть и Маяковский («Что такое хорошо и что такое плохо» и «Тучкины штучки»). Есть Ушинский, Житков, Бажов…

Хрестоматии для первого и второго классов

Хрестоматия для второго класса построена по такому же принципу. Сначала русские народные сказки (про царевну-лягушку, Финиста – ясна сокола, Ивана-царевича и серого волка). Потом литературные сказки А.С. Пушкина (о рыбаке и рыбке), В.М. Гаршина (о жабе и розе и про лягушку-путешественницу), В. Гауфа («Карлик Нос» и «Маленький Мук»), Р. Киплинга («Слонёнок», «Как появились броненосцы»), Б. Житкова («Про обезьянку»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), Е. Шварца («Сказка о потерянном времени»). Реалистические произведения представлены рассказами А. Куприна («Барбос и Жулька», «Слон») и М. Горького («Самовар», «Воробьишко»).

Подбор авторов и произведений достойный. Однако возникают и вопросы. Нигде не указан составитель хрестоматий. Если издательство выпускает книгу, которая маркирована как учебное издание, то составители, консультанты (о которых тоже ни слова) должны иметь какое-то отношение к педагогике и методике начального образования. И, прежде чем рекомендовать определенные произведения к прочтению, хорошо бы ознакомиться с учебными программами, по которым работают государственные школы.

Хрестоматии для первого и второго классов

Программа «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», развивающие образовательные программы Эльконина-Давыдова – у всех у них свой собственный набор произведений для уроков литературного чтения. В чем-то они пересекаются, в чем-то сильно разнятся. Конечно, вовсе не обязательно привязываться к конкретному учебнику по литературному чтению, но хотелось бы все-таки, чтобы произведения в хрестоматии соотносились с возрастом ребенка и его возможностями.

Произведения, собранные в хрестоматии, особенно для чтения в первом классе, явно имеют повышенный возрастной маркер. Рассказ Бориса Житкова «Как я ловил человечков» для самостоятельного чтения в первом классе тяжеловат, он входит в программу 4 класса. Вряд ли справятся первоклассники и со сказкой «Цветик-семицветик» Валентина Катаева (ее «проходят» во 2 классе). А «Серая шейка» Мамина-Сибиряка по одним программам обсуждается с детьми в 3 классе, по другим – вообще в пятом.

Хрестоматии для первого и второго классов

Стихотворения А.С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…», «Береза» С.А. Есенина, басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» по программе «Школа России» (по ней работает большинство школ) изучаются во 2 классе. С басней Крылова «Стрекоза и муравей» по программе «Школа России» дети знакомятся во 2 классе, по программе «Начальная школа ХХI века» – в 4-м. «Ворону и лисицу» читают в 3 классе…

Конечно, ничего плохого нет в том, если ребенок познакомится с этими произведениями раньше. Как говорил Дж.Р.Р. Толкиен, книга должна быть на вырост, не беда, если ребенок не все поймет в произведении, он возьмет ровно столько, сколько ему нужно, чтобы впоследствии еще не раз вернуться к этому произведению и открыть в нем новые смыслы.

К тому же уровень читательской компетентности у детей разных. Кто-то в первом классе легко осилит «Серебряное копытце» П.П. Бажова, а кому-то не под силу прочесть и «Телефон» К.И. Чуковского.

Хрестоматии для первого и второго классов

Еще один резонный вопрос: зачем дублировать школьную программу, включая в хрестоматию произведения, которые дети и так будут изучать на уроках литературного чтения и которые помещены в школьные учебники? Можно было бы порекомендовать что-то еще, не менее интересное и поучительное, но менее растиражированное.

Обе хрестоматии предваряются обращением к читателям, где объясняется, как пользоваться книгой. «Увидел в тексте незнакомое слово? Посмотри, какая цифра написана над ним. Это – номер сноски. Теперь иди в приложение (оно ждет тебя в конце каждого раздела) и найди в нем эту же цифру. Всё, теперь ты можешь прочитать, что означает это слово, и узнать разные интересные факты, относящиеся к нему!»

Первоклассник, как правило, к началу обучения вообще не умеет читать, да в конце учебного года вряд ли осилит инструкцию, такую сложную для малыша, едва освоившего грамоту. Это скорее обращение к родителям, но они и сами догадаются, как пользоваться сносками.

Хрестоматии для первого и второго классов

Они, кстати, действительно оформлены замечательно. Это привлекает в хрестоматиях – подробное объяснение непонятных современным детям (да и некоторым взрослым) слов. Краткие толкования сопровождаются красочными, реалистичными изображениями, в духе иллюстраций к детским книгам ХIХ века. Как выглядит ушат, кто такая пава, что такое пуд и дюжина, просвира и кудель
Изучение этих книг исподволь прививает ребенку навык работы с научным аппаратом, приучает к исследовательской деятельности. Например, в комментариях к русским народным сказкам сообщается, что избушка на курьих ножках имела прототип – древнерусские избушки на курных (окуренных дымом, чтоб не гнили) пеньках.

Речь ребенка, несомненно, обогащается не только при чтении произведений, вошедших в хрестоматию, но и при изучении объяснения непонятных слов и выражений. Если старшее поколение еще понимает, что значит «ставить на попа», «эка невидаль», «прыск в разные стороны», то современным школьникам эти выражения надо пояснять, что и сделано в этих книгах ясно и доступно.

Вот из-за этих комментариев, которые складываются в иллюстрированную энциклопедию, стоит иметь эти хрестоматии в своей домашней библиотеке.

Хрестоматия : 1 класс. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2022. – 272 с. : ил. – (Классика по полочкам).

Хрестоматия : 2 класс. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2022. – 304 с. : ил. – (Классика по полочкам).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ