«Всё будет как сосны» – четыре рассказа. Подростки рассказывают случайному собеседнику о себе, своих родных и одноклассниках. На взгляд рассказчиков их родные – со странностями, именно с этого они начинают разговор с тем, кто готов слушать. Но чем больше они рассказывают, тем очевиднее становится, что странными в той или иной степени им кажутся все. Иногда просто странными, иногда – практически монстрами. При этом то, что по сути является чудовищным – войны, наркотики, власть денег и т.д. – для рассказчиков не чудовища, а, хоть и не принятый героями как норма, но привычный фон.

Маръа Малми. Всё будет как сосны
Маръа Малми. Всё будет как сосны

Этот фон, странности окружающих, туманность подоплёки человеческих отношений, нелогичность социальных условностей заставляют ощущать мир как иррациональное, изменчивое и наполненное опасностью место, в котором нужно не просто выжить, но – в первую очередь – обрести опору, понять, кто же они сами, и как могут починить мир. Как срывается один из героев: «Честно говоря, меня уже так запутали, просто хочется заорать: отстаньте вы от меня все! Дайте хоть немного-то я вырасту и все пойму. Я же не виноват, что самый маленький. Вот вырасту и разрулю».

Рассказы, как и герои, на первый взгляд очень разные.

Первый – святочный рассказ: светлые тона, в одном из героев легко считывается Николай Чудотворец, рождественское чудо как награда за доброе отношение к людям. Всё проявляется постепенно: от родителей со странностями – к ребёнку с дцп. В финале становится очевидно: лёгкость, жизнелюбие и юмор родителей героя – их способ справиться с тьмой, не превратиться в чудищ и не пустить чудищ к себе. И сын, видимо, разделяет их взгляды (но, кажется, сам ещё не понял этого):

«Иногда мне даже хочется таким грустным сказать: а вы не пробовали сами-то посмеяться? Или кто-то специально смешить вас должен? Какие-то клоуны? Специальных клоунов для смешения в жизни не бывает. Надо самому искать, чему порадоваться. Не всегда же придет на помощь моя мама, чтобы похвалить ваши ногти. Мне иногда тоже плохо бывает, прямо хоть ори. Особенно раньше было, сейчас уже привык. Выкручиваюсь как-то, нахожу способы»

Второй рассказ по сути – сказка про карлика, который вознаграждает героиню за трудолюбие и победу над страхом. И он же – о том, что месть не может быть основой жизни, на месть невозможно опереться. Но, кажется, героине удаётся самостоятельно нащупать возможно самое важное в жизни:

«Мама как блины заводит, так я прямо не знаю, как люблю ее. Не из-за блинов, конечно. Просто в этот момент почему-то. Ну что мы вместе с ней. И вместе делаем одно. Я у нее научилась. Мне сразу так жалко ее почему-то. Именно в этот момент. Что блины у нее такие хорошие, а жизнь не очень»

Третий рассказ в самой своей глубине – сказка о волшебном родителе. И тоже – о поиске себя:

«Так что не зря он ходит вечно такой довольный. Просто он сам про себя знает, чего сто́ит. Наверное, так. Когда чего-то умеешь, не обязательно всем говорить. Можно знать это про себя, и все равно будешь как сын властелина воды. То есть крутым. Вот я же про себя знаю это и никому не говорю. И хожу теперь спокойненько, хоть кто мне ори про букашку. Мне и дела нет»

И – о необходимости обрести точку опоры:

«Наш колченогий потом с ними разобрался. Как он всюду лезет, я вот удивляюсь! Он же весь вихляется, как будто у него лишний шарнир внутри. Стоит иногда плохо даже. Как вот он не боится на них лезть? Что ли у него костыль, и поэтому его все слушают? Мне бы такой костыль. Чтобы опереться на него — и жить стало проще. Вообще-то иногда хотелось бы на что-то опереться. Когда невмоготу»

А ещё именно этот рассказчик, незаметный большинству одноклассников, вдруг оказывается самым наблюдательным – и благодаря ему читатель вдруг понимает, что это книга – не сборник обособленных рассказов (как и каждый из людей – не отдельный мир, а часть большого мира). Именно здесь из монологов начинает складываться ещё не диалог, но – общая картина, один городок и даже класс. И здесь же выясняется: то, что герои говорят о себе, и то, как они поступают и как выглядят в глазах окружающих – разные вещи.

В последнем рассказе мир героя – мир компьютерной игры, с квестами, чудовищами и нелогичным переходами. Но после предыдущего рассказа в нём легко угадываются реальные события и опознаются уже известные по другим историям люди. И словно последний кусочек пазла встаёт на место: герои из предыдущих рассказов обретают плоть и кровь, из полуфантастических персонажей превращаются в реальных людей.

И оказывается, что за всей странностью других подростки угадывают их настоящих. И, как бы страшен ни был для них другой, они готовы начать диалог. А значит, есть шанс, что они перестанут видеть монстров друг в друге и вместе объединятся против настоящих чудовищ.

«Вон мама говорит, что про мир загадала. Чтобы везде был мир. И чё? Телик смотришь? Одни бомбы всюду. Потому что церковники или, там, волшебники уже не могут изменить это. Только люди могут»

Ещё это о том, как любовь помогает выстоять, что любовь и открытость миру и есть тот костыль, на который может опереться человек испуганный и опустошённый.

И о том, как важно уметь слышать других.

Малми, М. Всё будет как сосны / Маръа Малми. — Москва : Волчок, 2022. — 80 с.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ