«Надо смотреть очень внимательно. А то ничего не увидишь»

Дэвид Алмонд. Небоглазка
Дэвид Алмонд. Небоглазка

Что есть в этой книге?

Приключения. Немного мистики и волшебства. Дети, живущие в приюте. Плот, река, заброшенные причалы, конторы, ангары. Поиски сокровищ. Тайны и тайники.

Первая любовь: радость от присутствия другого, крепкое плечо и уверенность, что это — навсегда.

Безоглядная дружба, ревность, борьба за право видеть чудеса, верить в них и скрывать это от посторонних. Нежность и какая-то невесомость. (Это я параллельно с Алмондом читаю Нила Геймана, и поймала контраст: у Геймана самое фантастичное из фантастичного зримо и весомо, а у Алмонда наоборот, любая привычная вещь тоньше и легче, чем в реальности).

Интрига рушится в первых же абзацах, когда Эрин перечисляет всё, что с ними случилось. Так что даже если я сболтну лишнего, это не страшно: здесь дело не в событиях, а в атмосфере, людях и в том, как вы сами всё это увяжете в единую картину.

Эрин, Январь Карр и Мыш Галлейн на самодельном плоту отправляются в дальнее путешествие, но из-за отлива вязнут в илистой Чёрной Грязи. От гибели в трясине их спасает Небоглазка. Мир Небоглазки — заброшки, а вся родня Небоглазки — мрачный Дедуля, который «выкопал Небоглазку из Чёрной Грязи в звёздную ночь». «Небоглазка» она потому, что «сквозь любую тьму прозревает радость», а вовсе не из-за цвета глаз, как можно было бы подумать. (Тут мне всё время кажется, что Небоглазка видит небо в том числе потому, что она — его часть. Как-то так).

Все герои живые, у каждого — своя, узнаваемая, манера говорить. Речь Небоглазки — не исключение, она детская, образная, певучая и чистая. В книге есть герой, который вроде бы эпизодический, но именно у него, на мой взгляд, самые главные слова: «Надо смотреть очень внимательно. А то ничего не увидишь».

У меня в итоге сложилась история о каждом.

О том, что всем нам необходим тот, кто увидит в нас небо.

Тогда мы будем живее живого, счастливее счастливого.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ