Одиннадцатилетний Костик обожает посидеть в телефоне с очередной игрой. Ребята в классе увлечены новой игрушкой – «Dead Toys» («Мертвые игрушки»). Подростки склонны к мистике, иррациональному, таинственному, любят пощекотать нервы «ужастиками». «Мертвые игрушки» как раз из этого разряда. Вот только с первых же мгновений знакомства с игрой Костик, как бы он ни был привычным к подобного рода играм, не на шутку напуган. Так что уже в первую ночь после погружения в виртуальный мир «Мертвых игрушек» ему снятся кошмары. Всё дело в главном герое «Мертвых игрушек» – кукле по имени Куколка, причем это жуткое существо не женского, а мужского пола. У него отталкивающая внешность: «Неприятное бледное лицо, рот как будто разрезан ножом, а на лбу отвратительный шов».

Ольга Замятина. Тестовая группа
Ольга Замятина. Тестовая группа

Вскоре выясняется, что Куколка способен перемещаться из виртуального мира в реальный. Куколка подстерегает Костика в темной арке возле дома, и даже собственная квартира больше не является для мальчишки прибежищем от ужасов внешнего мира – Куколка является ему и дома. Игра перестает быть просто игрой, а становится грозной, пугающей реальностью для Костика и его друзей, так же, как и он, легкомысленно скачавших страшную игру. Цель Куколки – втянуть в жуткую виртуальную реальность как можно больше людей. Он шантажирует Костика, заставляя его провести среди других ребят агитацию, побудить их тоже начать играть в опасную игру, в результате которой мальчишек и девчонок начинают мучить во сне и наяву страшные видения, возникают панические атаки. Куколка угрожает Костику, что, если он не уговорит присоединится к игре нужное количество сверстников, он, Куколка, сделает своей жертвой пятилетнюю сестренку.

Ради Милы Костик готов на всё. Он пытается сопротивляться, соглашается на визит к психологу, но справиться со смертельной опасностью удается, только объединившись с другими ребятами, ставшими добычей наглого монстра. Вместе с друзьями Костик проводит целое расследование, друзья выходят на след некоего Федора, создателя игры «Мертвые игрушки». Это взрослый человек, ненавидящий детей. А всему виной неразделенная детская любовь, комплексы, перенесенные замкнутым, обидчивым мальчишкой во взрослую жизнь. Чтобы отомстить одноклассникам и девочке, с которой ему хотелось дружить, но она не обращала на него внимания, Федор, гениальный математик и программист, создает виртуального злобного персонажа – Куколку, которого наделяет собственным голосом, пластикой, а главное – полномочиями от его, Федора, имени, мстить всем детям, в том числе сыну той самой девочки, Кати. Этот сын, Костик, и является главным героем повести.

Ольга Замятина
Ольга Замятина

Федор разоблачен и арестован, а Костик получает от мамы, вместе с ним осмысливающей всю эту печальную историю, такое наставление: «Федора не любили… Правда, он себя некрасиво вел… Но это все равно неправильно. Может, если бы мы проявили к нему больше доброты и терпимости, он бы не стал таким монстром… Федора уже не исправить, но… если в твоем окружении есть люди… странные, не такие, как все, те, с кем никто не дружит, попробуй дать им шанс. Может, они стесняются или не умеют общаться. А ведь друзья всем нужны».

Основной посыл повести транслируется прямолинейно и бесхитростно: увлечение виртуальными играми в гаджетах чревато разрушительными для жизни, в частности для детской психики, последствиями. Вот только, преследуя в общем благую цель, автор слишком увлекается, живописуя разнообразные ужасы. Благие намерения писательницы разоблачить подростковую гаджетоманию и объяснить читателю, как опасно пристрастие к жанру хоррора, обернулись тем, что текст повести временами сам способен вызвать у читателя страх и отвращение. В повести заметны попытки проанализировать последствия детских травм, которые аукаются потом во взрослой жизни, есть претензии на психологизм. Только сделано это схематично, хотя читатель-подросток, увлеченный напряженным сюжетом, этого, скорее всего, и не заметит. А, будем надеяться, сделает правильные выводы из прочитанного: гораздо интереснее, полезнее и счастливее жить настоящей жизнью, а не погружаться в призрачный и нездоровый виртуальный мир. Кроме того, в повести поднимается и тема буллинга, не в крайней его форме – агрессивной травли, но и простое игнорирование человека может нанести ему непоправимый вред. Финал повести оптимистичный. Ребята сделали правильные выводы из этой истории, научились дружить, быть внимательнее и терпимее к другим. И даже в судьбе Федора наметились позитивные изменения – ему помогает тот самый психолог, который поддержал в трудный момент Костика.

Замятина О.А. Тестовая группа : фантастическая повесть-дневник / Ольга Замятина ; художник О. Кагальникова. – М. : Аквилегия-М; 2023. – 192 с. – (Современность и фантастика) 978-5-907377-54-7

ПроДетлит

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ