Книги для детей пишут взрослые и, наверное, поэтому в этих книгах «только и разговоров, что о море». О море как о символе мечты и внутренней свободы, стремление к которым помогает обрести себя.

Помните, как в сказке Сергея Козлова «Ёжик и Море» было?

«Жил-был в лесу Ёжик Иголка. Был у него дом с печкой, лампочка в дому из гриба лисички и полная кладовая припасов. Но всё Ёжику чего-то хотелось…
– Неспокойно мне, — говорил он Васильку. – Вот здесь мутит, — показывал на грудь. – К Морю хочется».

Примерно так и начинаются такие истории. А дальше… дальше по-разному. Герой может старательно не слышать зов моря. А может бросить всё, стремглав ринуться к мечте – и получить совсем не то, что мечталось. Как папа Муми-тролля в сказке Туве Янссон «Папа и море» честно, но безуспешно пытался в жизни полюбить то, что так манило, когда было мечтой, и в конце концов признал, что это не то, что ему нужно. Так бывает, и это тоже нормально. Но гораздо приятнее, конечно, дойти до своего моря и убедиться, что именно его вам не хватало. И нужно быть тем самым Ёжиком, чтобы не забыть весь мир, оставшись на берегу, а уместить это огромное море внутри и идти дальше. К следующему морю.

Разговоры о море - Кристиан Жолибуа. Навстречу мечте
Кристиан Жолибуа. Навстречу мечте

Кристиан Жолибуа. Навстречу мечте. Юная курица Кармела не желает нести яйца. И спать по ночам, как делают все добропорядочные курицы, отказывается. А любит она рассказы баклана Педро о путешествиях и мечтает увидеть море. И однажды ночью Кармела решается: уходит из курятника искать море. И находит – а вместе с морем находит радость, опасность и даже любовь – в лице краснокожего (или краснопёрого?) Петишка. Через некоторое время у Кармелы и Петишка появляется Кармелито. И, как следовало ожидать, Кармелито наследует неспокойный нрав мамы: по ночам он предпочитает не спать, а мечтать – о том, как однажды отправится к звёздам. Читатели юные, конечно, соотносят себя с юной же Кармелой, восхищаются её отвагой и находчивостью (ещё неизвестно, что сложнее: открыть Америку или не стать супом для Христофора Колумба), а мне, читателю взрослому, любопытно, что же ответила Кармела-мать (она же, в недавнем прошлом, неукротимая мечтательница, самовольная и отважная путешественница) на заявление сына «Не хочу быть, как все, а хочу отправиться к звёздам!». Хитрые авторы не рассказали об этом.

Разговоры о море - Алёна Кашура. Мираморе
Алёна Кашура. Мираморе

Алёна Кашура. Мираморе. Девочка Мира находит в доме престарелых своего дедушку, выясняет, что он не знает, каково море на вкус и ужасается: как же так, каждый человек должен хотя бы раз в жизни «подержать море на языке». «Старик и Мира» – так называется первая глава: слышите этот явный намёк? Мира действительно подобна морю: порывиста, сильна и – как это часто бывает с морем – непредсказуема и ведёт к мечте. Мира разрабатывает абсолютно авантюрный план, как познакомить своего вот-вот восьмидесятилетнего дедушку и море. И решительно берётся за его воплощение в жизнь. Конечно, не всё идёт по плану, приключения разной степени сложности следуют друг за другом – каждый раз кажется, что пора повернуть назад. Но Мира продолжает путь – и все, с кем она сталкивается, вовлекаются в движение, словно подхваченные волной, и что-то меняют в себе и в своей жизни. И Мира тоже меняется – а как же иначе?

Разговоры о море - Евгения Чернышова. Первоклассники и ж-ж-ж : истории о первых днях в школе, тундровике Шушане, четырех грачах и одном барсуке
Евгения Чернышова. Первоклассники и ж-ж-ж : истории о первых днях в школе, тундровике Шушане, четырех грачах и одном барсуке

Евгения Чернышова. Первоклассники и ж-ж-ж : истории о первых днях в школе, тундровике Шушане, четырех грачах и одном барсуке. «Дальше и дальше» – одна из четырёх историй сборника «Одноклассники и ж-ж-ж». Начинается она степенно, как и положено истории о жизни важного и благородного Барсука, живущего в уютной норе, доставшейся ему «от очень благородных родителей-барсуков, а тем от их очень-очень благородных родителей-барсуков, а тем, в свою очередь, от их невероятно благородных родителей-барсуков, которые в те далекие незапамятные времена и выкопали эту нору». И внешность у Барсука была благородной: «Полоски на его морде были исключительно ровные, кипельно-белые и внешности Барсука придавали величия и достоинства». Барсук очень любил свою нору и неспешные прогулки по лесу – всё его в жизни устраивало, никакие неясные мечтания его не смущали. Но однажды в лесу появился оркестр бродячих музыкантов под управлением Енота и нарушил покой Барсука: сначала – песней, а потом – разговорами с Енотом. Оказалось, что Лес, который и есть мир Барсука, где-то заканчивается, потом начинается поле, потом пустыня, потом, наверное, ещё поле… или лес. И, как утверждает Енот, в конце концов, если всё время идти и идти вперёд, «увидишь ты бескрайнее небо и много воды – синей-пресиней, солёной-пресолёной. Вода эта на солнце переливается, а ветер её волнами перекатывает. И называется это – море». Барсук пытается сделать вид, что ничего не случилось, но таинственное море, которого, может, и на свете-то нет, не даёт ему успокоиться и вернуться к прежней жизни. И Барсук отправляется в путь, «дальше и дальше».

Разговоры о море - Анна Маншина. Анна Океанна
Анна Маншина. Анна Океанна

Анна Маншина. Анна Океанна. Небольшой островок посреди моря, уютный городок, маяк, тёплый солёный ветер… Именно здесь однажды утром появляется таинственная незнакомка. Кто она, откуда, как попала на остров? Что за имя такое ненастоящее – Анна Океанна? Почему она так легко улыбается? Зачем рассказывает свои странные истории? Кто-то считает, что Анна Океанна – чудо, кто-то подозревает, что непосредственность и дружелюбие – маска, за которой скрывается преступница. Городок встревожен и бурлит, как море в шторм.

Казалось бы, люди, живущие здесь, должны быть счастливы круглый год – ещё бы, с морем-то со всех сторон. Но, видимо, мало жить в домике у моря (хотя именно об этом мечтают многие люди): море – это не просто солёная вода вокруг, не область на карте. Море должно быть внутри, чтобы человек мог чувствовать себя его частью – свободной, сильной и счастливой. Как Анна Океанна и её друзья.

Разговоры о море - Дэвид Алмонд. Анни Ламсден, девочка из моря
Дэвид Алмонд. Анни Ламсден, девочка из моря

Дэвид Алмонд. Анни Ламсден, девочка из моря. Анни Ламсден с мамой живёт на севере Англии, у моря. И все мысли Анни – о море, даже если думает она о чём-то другом. А как иначе, если больше всего Анни любит «плескаться и плавать, как рыбки в море», сами мысли её «мечутся и танцуют, словно мальки на мелководье», а удивление её, когда Анна удивляется, «перекатывается с боку на бок, точно тюлень». Анни знает, что не похожа на других тринадцатилетних, буквы и цифры не слушаются Анни, мир временами наполнятся тёмной водой и превращается в море. Но каждый раз, когда Анни выныривает, на берегу её встречает мама.

Мама Анни «находит сказки повсюду: в песчинках под ногами, в дыме над деревенскими трубами, в гладких, обкатанных морем деревяшках и стёклышках, которые выносит прибой». Сказки мамы – это её способ видеть мир, замечать в людях главное, то, что, возможно, скрыто до поры от них самих.

– А ты расскажи другую правду, правдивую, нам же надо решить мою загадку.
– Превратить тебя в сказку?
– Да. Преврати.

И девочка Анни, с которой «что-то не так», превращается в «наполовину морское существо». Или просто понимает, что она всегда была частью моря?

«Иногда лучший способ понять, как быть человеком, – это понять, что все мы разные», – говорит доктор Джон. Не нужно стремиться стать кем-то другим, не нужно переживать, что ты или кто-то ещё – не такой, как все. Потому что мы все – не как все. У каждого есть тайна. Загадка, разгадав которую, человек понимает, кто он. И обретает свободу – творить мир, любить его и людей в нём и жить свою собственную жизнь.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ