Восьмилетняя Астрид – младшая в большой семье. Астрид живёт с мамой, папой, двумя старшими, почти взрослыми, братьями (Данте и Юлле) и десятилетней сестрой Бланкой. Многолюдно, верно?

Шарлотта Ланнебу. Меня зовут Астрид
Шарлотта Ланнебу. Меня зовут Астрид

«Вот так всегда. Никто меня не слушает. Если вас в семье шестеро, то и словечка не вставишь. Мама хоть и пробует устраивать семейные советы, где каждый может высказать своё мнение, но кончается всегда тем, что она сама всё решает. Такой уж у нас матриархат», – так комментирует Астрид.

Астрид любит шить, читать, размышлять (у неё есть даже отдельный «час размышлений», который она организовала себе сама), заниматься гимнастикой, играть на барабанах (а записали на флейту!). А ещё она умеет видеть запахи и настаивать на своём («Я тоже люблю сама всё решать, по крайней мере в том, что касается меня»). Собственно, она и Астрид-то стала после того, как три недели настойчиво уговаривала маму и папу, а так-то была Евой.

В первой книге, «Меня зовут Астрид!», Ева-второклашка становится Астрид. Родители в семье Астрид очень много работают, но успевают общаться друг с другом и детьми. Старший, почти взрослый Данте всё свободное время проводит со своей девушкой. Юлле играет на барабанах, время от времени прогуливает школу, приглашает домой сомнительных приятелей с зелёными волосами и каждую неделю является с новой девушкой, обзаводится ложным переломом и фальшивым гипсом. Бланка безуспешно пытается приучить импульсивную Астрид к идеальному порядку.

Астрид объясняет доброжелателям: «Я не хочу быть незаметной. Я хочу быть неповторимой!», защищается (с переменным успехом и не всегда мирными методами) от необходимости есть внушающую ужас школьную картошку, борется за возможность не пропадать на продлёнке: «Не люблю места, где чувствуешь себя запертой и где полно народу» и «Главная проблема в том, что я не люблю быть в группе, а на продлёнке всё битком набито детьми. И от них нигде не скроешься»

Она из последних сил делит комнату с Бланкой-аккуратисткой и стихийной врединой и учится справляться со злостью и обидой, а не крушить всё вокруг в «неудачный день».

И все вместе они – родители, братья и сёстры – похожи на волны: то разбегаются, то схлёстываются, то мирно катаются туда-сюда. Маленькие ежедневные приключения – в целом похоже на сериал о жизни дружной семьи: эмоционально, смешно и трогательно.

Заканчивается книга в первый день летних каникул – многообещающий день, с морем и поисками клада.

Во второй книге, «Астрид и Амир. Тайна секретного кода», у Астрид наконец-то появляется своя комната, поскольку старший брат съехал.

В последний день летних каникул теперь уже третьеклассница и без сомнения – Астрид мечтает, как осенью наконец-то начнёт учиться играть на барабанах, больше заниматься гимнастикой, прочтёт все книги, которые взяла в библиотеке и снова встретится с Марьям, своей лучшей и единственной подругой.

Но почти все мечты не сбываются, но больше всего Астрид тревожит, что Марьям теперь дружит с Элли. Астрид недоумевает, обижается, но в итоге решает, что не она перестала общаться, не ей и восстанавливать отношения.

И тут очень кстати в классе появляется новенький – Амир из Сирии. Амир говорит по-шведски, по-арабски, по-французски и по-английски, любит Мафйнкрафт и баскетбол. Дружелюбный, но не считает, что должен доверять всем, особенно тем, кто к нему сам сомнительно относится. Амир предлагает Астрид присоединиться к его шпионской деятельности. И объект для слежки находится довольно скоро: «Монах в длинном чёрном пальто и странной шапке. У него лохматая борода, как у гнома, курчавые волосы завязаны в пучок, а на шее висит большой крест». Астрид и Амир пытаются выяснить, правда ли он священник и композитор или всё же – шпион (русский, конечно же).

Пока читала, автоматически отмечала любопытные особенности жизни в Швеции. Что-то совпадает с нашими, что-то нет. В любом случае семья Астрид – не единственный вариант: Астрид ходит в гости, и тогда можно увидеть совершенно другие семьи, с другими привычками и атмосферой.

В комнате, где семья Астрид собирается, чтобы отдыхать и смотреть фильмы, висит плакат: «Могло быть и хуже»!

Как бы ни были сложны отношения в конкретный момент, стараются собраться за столом всей семьёй. Папа готовит лучше всех, делает это часто и с удовольствием (а не раз в год на условное восьмое марта). Накрывают на стол и убирают со стола вместе. В выходной бурно обсуждают планы каждого на следующую неделю. Родители в воспитании стараются свести вместе представление «как надо» с особенностями каждого – и этому же учат детей: жить дружно, реализовывать свои идеи не в ущерб другим и в случае конфликта интересов искать разумный компромисс.

«Возьмись наконец за ум, – сказал папа, стараясь говорить строго, но у него всё равно получилось по-доброму» – вот так примерно.

Единственный раз, когда родители всерьёз поругались со своим ребёнком и эмоционально выясняли отношения, вырос из вопроса: А ты не мог просто сказать, что не хочешь, и не городить огород?
И тут же родители говорят обеспокоенным младшим: «Наша семья не распадётся. Мы с папой этого не допустим», – защищают детей, создают для них точку опоры.

Заказ еды через интернет, поход в настоящий супермаркет как способ развеяться; Астрид с удовольствием донашивает одежду Бланки и двоюродных сестёр, папа выносит на улицу колонку, чтобы слушать музыку, пока намывает и полирует свою машину; у Астрид до девяти лет нет своего мобильного, а первым становится мамин старый; упоминается сортировка мусора, забота о будущем планеты (проявляется в том числе в экологичном отношении к покупкам); концерт современной симфонической музыки в церкви; Хэллоуин и День Люсии; комиксы про Бамси и Тинтина, которые читают всей семьёй, – люблю такие детали, они много говорят о мире, в котором живёт (или хотел бы жить) автор.

В классе дети могут сидеть не за столом, а на ковре (но не мешать другим), и при этом в школьной столовой поварихи строго следят, чтобы ученики положили и съели всё, что должны.

Гина, учительница, постоянно посещает какие-то мероприятия, с которых приносит в школу новое и экспериментальное в педагогике и пытается сделать занятия интереснее. И для неё важно вот что: «… запомните раз и навсегда – если кто-то говорит: «Стоп, прекрати», то так и следует поступить, точка».

Если думаете, что про девочку читать интересно только девочке, то эти книги – не тот случай: восьмилетний мальчик сначала тоже сомневался, но теперь попробуй отбери их.

А ещё в книгах порядочно разной музыки упоминается – любимые исполнители Астрид, её сестры и подруги (гимнастикой они тоже под эту музыку занимаются), любимые песни мамы и папы, любимый рэп Юлле и т.д. При желании это всё можно найти – и услышать, как звучит жизнь Астрид. Мне было любопытно.

Ланнебу, Ш. Меня зовут Астрид!: повесть / Шарлотта Ланнебу; иллюстратор Мария Нильссон Тор; перевод со шведского Ольги Мяэотс. — Москва: Махаон, Азбука-Аттикус, 2022. — 176 с.: ил. — (Вредная девчонка). Формат: 84х108 1/32. — Тираж: 4 000 экз. — ISBN 978-5-389-18239-4

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ