Это, пожалуй, одна из лучших отечественных книг для подростков, повествующая «о странностях любви». Она адресована, скорее, «юным взрослым» – young adult, ровесникам главных героев, пятнадцатилетнего Игоря и шестнадцатилетней Сони.

Валерий Алексеев. Прекрасная второгодница
Валерий Алексеев. Прекрасная второгодница

Фабула в общем проста. Порядочный, благородный парень без ума влюбляется в соседку-одноклассницу, невзрачную посредственность, обладающую, однако, умением манипулировать людьми. Он любит ее, а она влюбляется в его старшего брата (за которого борется его бывшая невеста). Вот такой любовный многоугольник. Для подростков, ставших его участниками, эта любовь – первая, мучительная, испепеляющая. И читатель с первых страниц начинает остро переживать жизненную драму, которая разворачивается перед его глазами.

История показана через призму восприятия девятиклассника Игоря. Ему сочувствуешь особенно сильно. Парень из благополучной семьи. У него есть немолодой мудрый отец, немного импульсивные, но отзывчивые мама и сестра-студентка, горячо любимый старший брат, «веселый, добрый, умный, справедливый». И сам Игорь – круглый отличник «из породы аккуратистов», дисциплинированный, целеустремленный. Ну, может, излишне рациональный и чуточку занудный, но разве плохо «во всем дойти до самой сути»? А вот Соня, оставшаяся на второй год в девятом классе, демонстративно презирает учебу. Каждый вечер Игорь приходит к Соне помочь сделать уроки, такое у него поручение от учителей. А он и рад, ведь давно влюблен в соседку. На первых же страницах родители и сестра Игоря, не одобряющие этого шефства, выносят беспощадный вердикт: «Нехорошая она девчонка. Утянет она тебя за собой». Да и описание Сони Мартышкиной вызывает отталкивающее чувство.

Автор подчеркивает ее некрасивость: огромный лягушачий рот, сонно прижмуренные глаза (которые, как известно, зеркало души). Дважды настойчиво повторяется слово «цепкий»: цепкие (к тому же бездумные) глаза, цепкие, как у лемура, пальцы. Такая если изберет кого-то в жертву – не вырвешься. Единственное ее украшение – густые рыжие волосы, которые описаны поэтично и трепетно. Это восприятие влюбленного в нее Игоря, который своим видением сделал невзрачную дурнушку красавицей. Девица не так проста — несмотря на неприятную внешность, она держит себя «как будто была первой красавицей мира», ведет себя вызывающе, дерзит родителям, высокомерничает с преданным ей Игорем. «Соня никогда не выходила из своей комнаты, чтобы встретить Игоря: для этого она была слишком горда».

Гиперопека родителей ее раздражает: «О тебе печемся» — «Поменьше бы вы пеклись».

Соня неглупа, расчетлива, умеет кокетничать. Она первой берет в оборот загипнотизированного ее необычной внешностью и царственным поведением Игоря, ведь ей нужен «репетитор»-верный паж в новом классе, куда ее отправляют на второй год.

Отношения Игоря с Соней явно носят нездоровый характер. Она «держала его в состоянии постоянного напряженного ожидания, была непредсказуема».

То она признается в симпатии к Игорю, то унижает его характеристикой «заунывный дебил». Играть сердцем преданного рыцаря – кажется, так это называлось в рыцарских романах.

К брату Игоря, Косте, она относится с неприязнью, если не сказать – с ненавистью. По крайней мере, так она говорит Игорю, унижает Костю, зная, как Игорь его любит. Однажды проговаривается: «Господи, хоть бы он никогда не приезжал! Он нас с тобой рассорит». Она – хищница, которая не желает делиться даже тем, чем не особенно дорожит – дружбой Игоря.

Странное словечко, которое произносит в самом начале истории двухлетний племянник Сони, отчасти определяет ее сущность и, возможно, подсказывает будущую судьбу: «Гуляба».

Причины поведения девушки надо искать в семье. Художественное исследование семейных отношений в этой повести отличается глубиной и психологической точностью.

С первых же строк описание Сониной семьи вызывает у читателя неясную тревогу. Мама Наталья Витальевна обладает, как и ее дочь, странной внешностью: некрасивое лицо с заспанными глазами и царственная осанка, стремление «высоко нести себя». Отчим, Георгий Борисович, «невысокий лысенький чернявый человечек, чуть ли не на голову ниже жены». Худой, невзрачный неудачник, подчеркнуто неряшливый, вызывающий брезгливую жалость. Он гордится своей несложившейся жизнью: «Чиновник, но в душе – бродяга, авантюрист, корсар…». Он не уверен в себе, заискивает перед любым собеседником, суетлив, хочет всем понравиться. Он испытывает комплекс вины, что не обеспечил жену и падчерицу «достойной жизнью», а жена постоянно уничижает его. Этот брак – своеобразный мезальянс. Будучи студентом, Георгий Борисович любил Наталью Витальевну и долгие годы ждал, когда же она согласится выйти за него замуж. Та тоже ждала – принца, но, не дождавшись, вышла замуж за давнего поклонника. Несбывшиеся мечты она воплощает в цветистые рассказы о роскошном доме в Брянске и о невероятных успехах своей дочери, которая была «сокровищем школы», обладала разнообразными талантами, прочит ей поступление не меньше, чем в МГИМО или Институт иностранных языков. Единственный слушатель этих россказней, Игорь, понимает, что всё это детские фантазии, беспомощная попытка скрыть жизненные неудачи. Мать оправдывает неуспеваемость Сони стрессом от переезда в Москву. Ей подпевает муж, адресуя Игорю напыщенные фразы: «В твоих руках судьба человека, и человека незаурядного». То есть фактически взрослые люди (на деле инфантильные) перекладывают ответственность за воспитание и образование дочери на подростка: «Сделай всё, что можно, пусть наша Сонюшка преодолеет с твоей помощью этот роковой барьер…»

Семья Мартышкиных в чем-то перекликается с семейством Мармеладовых из «Преступления и наказания». Сонина мать, подобно Катерине Ивановне, собрав последние крохи достоинства, изображает «королеву в изгнании, надеющуюся вернуться на законный престол». А ее муж, яркое воплощение образа «маленького человека» вполне в духе классиков ХIХ века, хоть и не пьет, но так же, как мелкий чиновник Мармеладов, упрекает себя, что не может обеспечить достойную жизнь жене и падчерице.

В повести Алексеева перед глазами читателя разворачивается незаметная постороннему глазу семейная драма. Соня не любит отчима, как тот ни старается завоевать ее доверие. Родного отца она не знает и уверяет, что прекрасно жила и без него, вдвоем с матерью ей было вполне комфортно. А отчим «явился со своими нуждами» и нарушил привычный образ жизни, да еще и пришлось переехать из провинциального города в столицу. Для подростка с непростым характером это стало испытанием. Конфликт с отчимом, хотя и неявный, не лучшим образом влияет на психику падчерицы.

Ко всему прочему у нее глубокий комплекс провинциалки, ненавидящей москвичей, которых презрительно называет «ловкачами». Она подозрительна, от людей ждет подвоха. Соня юродствует: «Я тупая, идиотка», словно кичится своими двойками и невежеством. А умный, но ослепленный любовью Игорь пытается разглядеть в этой вопиющей дремучести «неразбуженные возможности». При этом она обладает практической хваткой и бытовым умом, наблюдательна. На вопрос Игоря «что ты за человек» Соня отвечает, демонстрируя умение аналитически мыслить: «Для себя я одна, для тебя – другая, для Мартышкина – третья, для мамы – четвертая… И все, в том числе и я, видят меня так, как считают нужным». «Интуитивный склад мышления», — так говорит о Соне Игорь, и в чем-то он прав.

Личность человека многогранна, и вздорная, но неглупая девчонка это хорошо понимает. Постепенно и Игорь приходит к мысли, что человек – не схема, которую можно логически вычислить, что человеческую душу не втиснешь в квадратики графиков успеваемости, которые он добросовестно рисует после уроков. Что «рассадить по линейке кусты» не удастся, жизнь сложнее. Но пока Игорь мучительно дорастает до этого понимания, Соня, раздраженная его рациональностью, стремлением все разложить по полочкам, предпочитает ему, мальчику, – Константина, романтика и настоящего мужчину.

С образом Константина связан мотив верности своему призванию. В Андамане, в своей работе геодезистом Константин обрел смысл жизни и счастлив, что мог послужить людям. «Эта работа, ты понимаешь, она меня сделала. Десять таких проектов – и жизнь на земле станет другой. Это святое, Гошка…». Константину пришлось заплатить за это очень высокую цену – здоровье и, возможно, жизнь. Но он ни о чем не жалеет. Такое вот величие духа.

Но главная тема книги, конечно, любовь. В начале повести влюбленность Игоря в Соню сравнивается с тревожным сном. Он, даже очарованный «прекрасной второгодницей», не позволяет отключиться разуму, о чем свидетельствует вопрос, который Игорь задает брату: «Можно ли любить плохого человека? Заведомо плохого, я имею в виду». Пытаясь осмыслить свои чувства к Соне, Игорь справедливо замечает: «Я при ней… как бы перестаю быть. Растворяюсь». Настоящая любовь возвращает человека самому себе, делает его богаче, светлее, радостнее. А растворение в объекте любви, утрата собственного «я» — признак болезненной зависимости, когда один поглощает другого. «С Соней Игорь охотно и радостно становился зависимым, а дома именно независимостью больше всего и дорожил».

«Прекрасная второгодница» — это увлекательный квест в глубины человеческой души. Напряженный психологизм, пристальное внимание автора к движениям души героев приковывает внимание думающего читателя.

Алексеев, В.А.
Прекрасная второгодница : повесть / Валерий Алексеев ; худож. Елена Володькина. – М. : ЭНАС-КНИГА, 2021. – 176 с. : ил. – (Первое чувство).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ