Коллектив авторов о коллективе подростков

Казалось бы, в историях о школьниках и для школьников едва ли можно изобрести что-то новое. Каких только сюжетов здесь уже не придумано, от фантастических приключений до реалистичных драм. Однако у молодых писателей, выпускников курса Creative Writing School, посвящённого детской литературе, получилось создать сборник рассказов об одном классе, необычный по форме и увлекательный по содержанию.

Девять жизней 6 «У»
Девять жизней 6 «У»

«Девять жизней 6 “У”» – хроника учебного года, где каждый новый месяц повествование разворачивается с точки зрения нового героя, ученика или ученицы. Перед нами не просто сборник, объединённый общей темой и общим местом действия, а связанные между собой короткие новеллы. И действительно, книга, в начале февраля вышедшая в издательстве «Нигма» – коллективное творчество в прямом смысле, ведь главные герои одних рассказов продолжают появляться в других, то есть без договорённостей об их характерах авторы не смогли бы создать что-то стройное.

В 6 «У» классе на первый взгляд всё довольно стандартно. Звезда класса, главный задира, мечтатель-троечник, тихая девочка с проблемами в семье, начинающий блогер, условный «правильный парень» и ещё несколько персонажей со своей ролью-функцией. Но многие роли постепенно ломаются, тот или иной характер меняется у читателя на глазах, когда герой пытается добиться желаемого, сталкивается с несправедливостью или узнает какую-либо тайну. Авторы, среди которых по большей части дебютанты, успешно играют с читательскими ожиданиями. Правда, встречаются исключения, например, открывающая сборник история о двух братьях. Братья задумывают сбежать из дома и отправиться в путешествие на корабле. Герои толком ничего не успевают сделать, как их план раскрывается. Образы братьев укладываются в роль условного «Винтика и Шпунтика», а их побег выглядит скорее прологом, ведь именно в конце вступительного рассказа появляется главная антигероиня – Настя Мельникова, та самая звезда и отличница, от которой одноклассники в то же время стараются держаться подальше.

Настя Мельникова – настоящий юный манипулятор. Причём не тот ребёнок, который выбирает манипулятивное поведение как наиболее выгодное в силу особенностей воспитания – например, строгой семьи, где нужно соврать, чтобы избежать наказания. Нет, Настя вполне осознанно встаёт на путь начинающего Макиавелли, и пусть её рефлексия по этому поводу наивна, не будем забывать, что она всё-таки шестиклассница, а потому и коварство тут зачастую довольно нелепое. Польстить учительнице и добиться расположения, нажаловаться на соседа по парте, хотя тот ничего не делал – до поры Настя кажется скорее вредной гордячкой, которая в итоге просто останется без друзей. Но вскоре ситуация обостряется. Насте очень нужно быть отличницей, и в случае со всеми педагогами ей удаётся дотянуть до пятёрки, к тому же усидчивости девочка не лишена. Но подлинный интерес к учёбе у неё отсутствует, что прекрасно видит классный руководитель – эксцентричный биолог, который требует от учеников глубокого понимания предмета, а не зубрёжки. Классрук отказывается ставить Насте пятёрку, после чего та, привыкшая действовать в бесчестной манере, изображает, будто учитель её ударил. Доказательств, кроме сомнительного синяка, ни у кого нет, но из-за скандала классного руководителя отстраняют от работы. Другие ученики чудаковатого биолога любят и пытаются его вернуть.

Так выглядит самая драматическая сюжетная линия, помимо которой есть ещё несколько менее напряжённых, но не менее интересных. В «Девять жизней 6 “У”» сделан акцент на современном характере подростков и той моде, которую они представляют. Рома Елисеев по прозвищу Леший снимает блог о паранормальных явлениях и мистических сущностях. Он стремится набрать побольше подписчиков, но подспудно ищет пропавшего несколько лет назад отца. Лена Тихвина – дочь школьной уборщицы, которая просит называть себя «Тихиро», увлекается мангой и аниме – остаётся не до конца раскрытым и оттого очень любопытным персонажем. У неё нет своей отдельной новеллы, а только эпизодические появления в чужих историях.

Скомканность сюжетных линий некоторых рассказов – пожалуй, наиболее существенный недостаток сборника. Это может быть обусловлено заранее определёнными параметрами объёма. Та же история отца Лешего дана в сжатом пересказе и звучит скорее как фарс. В целом «Девять жизней 6 “У”» – стилистически ровный текст, где разве что у самых опытных авторов, Ольги Лишиной и Дины Сабитовой, заметен чуть более отточенный слог. Особенно удачным получился рассказ Ольги Зиновьевой о Маше Семёновой, правильной и на первый взгляд просто «нормальной» девочке, которая скрывает, что её мама – директор школы, и нарочно усредняется. Маше приходится дарить новогодний подарок неприятному задире Арсению, что побуждает её посмотреть с иной стороны и на себя, и на своего антагониста.

В рассказе о Маше и заложен магистральный посыл книги – твои одноклассники сложнее, чем кажется, люди в большинстве случаев многогранны, а в жизни всё нередко страннее, чем в кино. Последнее наглядно иллюстрирует и финал сборника, открытый, но органично сплетающий линии. При этом нельзя сказать, что каждый автор здесь тянет одеяло на себя, напротив, для коллективной работы «Девять жизней 6 “У”» – редкий пример слаженности. Почти аналогичный проект опытных писателей «Война и мир в отдельно взятой школе» – текст куда более хаотичный. Возможно, в данном случае сыграло положительную роль то, что авторы вместе ходили на курсы, а значит, у них было время на общение и выстраивание общей задачи, с которой они вполне справились, создав не шедевр, но оригинальный и увлекательный эксперимент.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ