Елена Борода — детский писатель, филолог, преподаватель и литературный критик. Автор нескольких поэтических сборников и повестей для подростков. Финалист, затем лауреат Международной литературной премии имени В. П. Крапивина (повести «Полоса препятствий» в 2010 и «Младшие Экзюпери» в 2011 году), финалист Международной литературной премии Книгуру (повесть «Я тебя никогда не прощу», 2016).

Герои этого необычного повествования — одиннадцатиклассники. Самоуверенная красотка Алена, поклонница группы «Трикстер» и ее солиста Кирилла, уверенно идет на многое, чтобы добиться желаемого. Мама-врач одаренной художницы Жени настойчиво пытается направить ее в медицину, не задумываясь об устремлениях дочери. Диковатый Иван озабочен глобальными проблемами экологии, на фоне которых окружающие кажутся легкомысленными и легковесными дураками. Обаятельный Ярик, душа любой компании, поглощен идеями деда, убежденного сторонника теорий про племена асов, пигмеев и тайный город на месте Питера. У начинающей журналистки Иры появляется неприятная соседка — типичная Мэри Сью, образец «дочери-маминой-подруги». Мечтательная, но целеустремленная Кася ради путешествия на концерт в Лондон впутывается в сомнительную историю, выполняя поручения непонятного жильца. Чудаковатый Данил — вечный одиночка, хотя старательно пытается вписаться в компанию и завести хотя бы приятелей, если не друзей. Независимая и фантастически самостоятельная Миранда сталкивается с пережитым в детстве ужасом. Заложник образа рубахи-парня Гарик пытается раскрыть маме глаза она предательство отчима.
Пестрая мозаика рассказов о семнадцатилетних поначалу кажется совершенно разрозненной, но в новых «эпизодах» некоторые персонажи из главных становятся второстепенными или упоминаются вскользь, внимательный читатель замечает неожиданно всплывающие «пасхалки» и пересечения, иногда сюжет, ставший основой одной истории, в соседней описан глазами другого героя. Все эти разные, безбашенные и одинокие, нагловатые и неуверенные в себе, задумчивые и кажущиеся поверхностными подростки, чью жизнь так или иначе затрагивает пандемия, оказывается, учатся в одном классе. Ситуация глобальных изменений, повлиявших на весь мир, становится не сюжетным костяком, а поводом присмотреться к происходящему и отчасти переосмыслить его — как, собственно, случилось и в некнижной реальности.
Непривычная композиция позволяет не только погрузиться в мир каждого героя, но и увидеть его стереоскопически. За «презентуемой обществу», доступной окружающим или воспринимаемой близкими маской удается разглядеть совсем другого, гораздо более интересного или куда сложнее устроенного человека. Мысль эта не кажется новой, но отнюдь не всегда ее удается донести читателю столь доступно и «наглядно». К тому же, события в книге развиваются совсем не так, как можно предположить, опираясь на собственный опыт, и эта непредсказуемость повышает градус увлеченности чтением. Не каждое произведение способно открыть глаза на множество параллельно существующих миров, которые соприкасаются друг с другом, как правило, слишком поверхностно.
Елена Борода. Zoom. Карантинная история. Илл. Насти Хилькевич. М.: КомпасГид, 2022. Для старшего школьного возраста.
Другие статьи по теме:
- Пауль Маар. Господин Белло и волшебный эликсир
- Ника Свестен. На живую нитку
- Евгения Чернышова. Как поймать тишину и другие истории про Ульку