У писателя-фантаста, автора фэнтези-бестселлеров для подростков Евгения Гаглоева вышла первая книга в новой серии «Охотники за мифами». Это небольшая детективная повесть с мистическими элементами, которая вполне подходит для среднего школьного возраста. Несмотря на жанровый характер истории, книга по-своему познавательна и выглядит отличным проводником в мир чтения. Почему – рассказываем в нашем материале.

Испытатели легенд: «Шкатулка из замка теней» Евгения Гаглоева
Евгений Гаглоев. Шкатулка из замка теней

Игорь, Кира и Максим Князевы часто бывают предоставлены сами себе, потому что их родители – профессора археологии – всё время путешествуют по миру, ездят то на раскопки, то на конференции. Старший брат Игорь уже взрослый и может позаботиться о младших. Отчасти он продолжает дело своих родителей: знает древние языки, разбирается в истории и снимает популярный блог о загадочных явлениях. Кира и Максим идут по стопам брата – стоит Игорю оставить их с видеокамерой, как они принимаются за блог вместо него. С этого и начинается книга, в которой центральный образ «супер-семьи» получился удачным за счёт ярких характеров. Хотя младшие брат и сестра в чём-то претендуют на звание вундеркиндов, они всё равно выглядят детьми, любопытными и непоседливыми. У каждого есть оригинальная черта: Кира – скептик, Максим добродушный и весёлый, а Игорь, которому «уже за двадцать стукнуло», хоть и выступает в роли взрослого резонёра, порой естественным образом ведёт себя как простодушный юноша. Например, когда незнакомая девушка Беата просит у него помощи. Беата представляется студенткой и говорит, что проходит практику в историческом музее Праги. Недавно там, в мрачном доме Фауста, нашли настоящих големов, легендарных глиняных истуканов, которые по средневековым легендам могут исполнять приказания тех, у кого есть специальные магические таблички алхимиков. В зале, где были обнаружены големы, заметны древние надписи, которые никто ещё не прочёл, так как о находке знают лишь сотрудники музея, пока не желающие огласки. И Беата просит известного блогера Игоря отправиться первым посмотреть этот зал. Просьба, казалось бы, подозрительная, учитывая, что музейщикам нет никакого смысла скрывать находку от научного сообщества, а доверять незнакомому блогеру из России по меньшей мере странно. Это подмечает Кира, но Игорь так очарован Беатой, что готов немедленно брать билеты на самолёт.

Здесь важно отметить, что в Праге действительно есть дом Фауста, расположенный на южной стороне знаменитой Карловой площади. Этот памятник ренессансной архитектуры считается одним из самых мистических мест города. Упомянутые в книге алхимики, например, Эдвард Келли, тоже существовали в реальности. И вымысел в «Шкатулке из замка теней» опирается на историю средневековой культуры. Тот же голем – распространённый в литературе и чешском фольклоре образ, который стал особенно популярен благодаря одноимённому роману Густава Майринка. Конечно, перед нами не познавательный текст, а художественный, но вместе с младшими героями читатель может узнать, допустим, об арамейском языке или о святом Вацлаве.

Стиль повести при этом далёк от какого бы то ни было академизма. Хотя старший брат иногда и пытается войти в роль наставника, его воспитательные пассажи в основном комичны. «Шкатулка из замка теней» написана в традиции жанровой прозы: язык лаконичен, а сюжет развивается стремительно и не лишён иронии. Так, злодеи в книге скорее нелепые, чем страшные. Подобный эффект достигается в том числе из-за большого количества восклицательных предложений.

— Помощник? — скептически ухмыльнулся Игорь. — Слыхали? У призраков теперь помощники есть.
— И их гораздо больше, чем ты себе можешь представить, глупый мальчишка!
Призрак бросил вниз какой-то свиток. Игорь поймал его на лету и развернул. Это оказалась карта местности, на которой было отмечено расположение замка Кунгуты и старой водонапорной башни.
— Даю вам время до полуночи! — провыл призрак Эдварда Келли. — Отдадите шкатулку моему помощнику, тогда получите своих друзей обратно! И никакой полиции, а не то вам же хуже будет!

Нарочитая упрощённость страшного служит специальным приёмом, который фокусирует наше внимание не на мистике, присутствующей в повести на самом деле минимально, а на разгадывании загадок. Та доля мистики, которая всё же есть, пожалуй, и вовсе кажется лишней. Финал объясняет многие вещи, которые поначалу могли бы производить впечатление нестыковок, и куда изящней он выглядел бы с рациональным раскрытием сверхъестественных деталей. А так получается не совсем органичный гибрид жанров – интеллектуального детектива и мистического триллера.

Явным достоинством «Шкатулки из замка теней» становится адаптация подобного жанрового гибрида для сложной аудитории, которую в международной терминологии называют «middle grade», что в общем-то аналогично русскому «средний школьный возраст», и увлекательный динамичный детектив, где есть место магии, помогает открыть литературу как что-то весёлое и непринуждённое. Почти в каждой главе дорога приключений героев так или иначе совершает неожиданный изгиб, а головоломки, которые Князевым приходится разгадывать в замке и в доме Фауста, отсылают нас к играм-квестам. Встречаются в повести и экшен-сцены, и юмор, и даже намёк на любовную линию. Именно событийной насыщенностью книга новой серии Евгения Гаглоева подкупает прежде всего. И она в серии лишь вступительная, первая, а значит за ней может последовать что-то совершенно неожиданное. По крайней мере, перспективы стать проводником в мир чтения для тех ребят, кто обычно воспринимает литературу скептически, у «Охотников за мифами» точно есть.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ