то, что нас окружает, с чем мы имеем дело каждый день, но о чём я, например, без книжной поддержки едва ли много внятного скажу. И хотя каждая постройка в городе звучит по-своему, в лучшем случае могу попытаться передать ощущения фотографией – но не словами. Так что в этой теме мы с ребёнком почти на равных.
И начинаем с самого простого – книг «Насти и Никиты».

«Дома мира» Ольги Колпаковой (худ. Ольга Громова) – путешествие по странам и временам: русские бревенчатые избы, африканские хижины из глины и соломы, таиландские бамбуковые домики и японские мин-ки из деревянных планок и рисовой бумаги, дома изо льда и дома из камня, твёрдо сидящие на фундаменте, стоящие на ногах и путешествующие, современные небоскрёбы и средневековые башни, стоящие на вечном якоре дома-лодки и дома, поворачивающиеся за солнцем … Мы видим, что дома – разные, понимаем, что многие из них строились самими жителями, без архитекторов и чертежей, но с учётом природных условий, образа жизни и наличия строительных материалов. В некоторых случаях видна эволюция идеи, но в основном книга – знакомство с разными представлениями о комфорте, красоте и безопасности. Дома на иллюстрациях узнаваемы, а происходящее в них и вокруг похоже на весёлый мультфильм – можно просто рассматривать и радоваться, а можно рассказывать по ним полноценные истории (что никогда не лишне).
Теперь, когда мы понимаем, какими могут быть обычные жилые дома, и почему они именно такие, можно посмотреть, что, опираясь на эти же знания, придумывают архитекторы. Для этого отлично подойдут книги издательства «Настя и Никита» о Москве и Санкт-Петербурге: «Необычные дома Москвы» Юлии Егоровой (худ. Пётр Кондратов), «Московские высотки» Наталии и Василия Волковых (худ. Наталия Кондратова), «Пешком по Невскому» Дины Арсеньевой (худ. Поповская). Кроме усложнения форм по сравнению с традиционными жилищами (иллюстрации отлично передают) можно увидеть за отдельными зданиями фигуры архитекторов и даже узнать о том, что здания в городе существуют не сами по себе, они между собой как-то взаимодействуют.
Пути дальнейшего знакомства с архитектурой извилисты и ведут к разным результатам.
Можно продолжить искать необычное вокруг, восхищаться и удивляться.

Например, оценить полёт фантазии архитекторов в сочетании с практичностью построек поможет книга Елены Головановой «Игра в архитектуру. Как устроены самые причудливые дома России» (худ. Юлия Широнина). Дом-матрёшка в Сколково, дом в виде головы былинного Святогора в Миассе, дом в Московской области, похожий на червяка, выползающего из норы в холме, дом-летающая тарелка на горе Мусса-Ачитара, Домбай… – беседки, отели, военные базы, офисные здания, жилые комплексы… Разные по форме, размерам, материалу и назначению здания (всего 30), каждому из которых отдан разворот: большая подробная иллюстрация и минимум текста – что это, где, какого размера, для чего предназначено и почему так выглядит. Иногда больше внимания внутреннему устройству, но чаще – внешнему облику. В целом похоже на тематический путеводитель, даже карты с наглядным обозначением достопримечательностей есть.
Можно пойти вширь и узнать, что ещё, кроме зданий, проектируют архитекторы: мосты, метро и туннели… В этом направлении хорошо шагается с книгами «Какие бывают мосты» Александра Ткаченко (худ. Ольга Громова), «Метро. Подземный город» Наталии и Василия Волковых, «Мосты Петербурга» Хельги Патаки (худ. Елена Поповская) – иллюстрации акварельные, одновременно нежные, домашние и информативные, текст рассчитан на старших дошкольников и младших школьников: немного истории, техники и красоты.

«Как это построено. От мостов до небоскрёбов» Дэвида Маколи заставляет посмотреть на сооружения вокруг нас с другой стороны: почему они построены именно из этих материалов, имеют именно такие формы и стоят именно здесь? Как архитекторы, инженеры, строители – от древнеримских до наших современников – справляются с нестандартными задачами – на примере тридцати пяти знаменитых мостов, туннелей, плотин, куполов и небоскрёбов. Технические хитрости подробно и понятно объясняются, сооружения показываются не только снаружи, а рассказ о преодолении трудностей с вкраплениями математики, физики и т.д. читается как увлекательная детективная история. Как пишет сам автор, «когда осознаёшь, что здравый смысл и логика играют при строительстве не меньшую роль, чем воображение и технические ноу-хау, огромные сооружения становятся гораздо понятнее и воспринимаются нами совершенно иначе».
Если разбираться в устройстве понравилось, имеет смысл посмотреть в сторону всевозможных архитектурных 3D пазлов, их существует довольно много, из разных материалов, разного уровня сложности. Большинство из них – известные памятники архитектуры вроде Тауэрского моста или Собора Василия Блаженного. Но есть и исключения. Например, «Гогольшоп» делает исключительно модели маяков – от довольно простых в исполнении, с которыми самостоятельно справится первоклассник, до сложнейших, с которыми вся семья несколько вечеров пропыхтит.
Если же вдруг обнаружите, что любоваться или вникать в технические особенности – не всё, что может дать архитектура, что она не ограничивается техническим прогрессом, удобством, скажем, конечного потребителя, и даже его тягой к прекрасному; если вдруг поймаете себя на ощущении, что есть у архитекторов какой-то секрет, – да, даже для тех, кто хочет немыслимого – понять, что же такое архитектура, есть книги. Хотя, конечно, их не так много. Наверное, всё же это знание – тайное, и архитекторы его охраняют.

«Кто всё это построил?» Анны Алямовой (иллюстрации) и Полины Фадеевой (текст) – как раз об архитекторах-экспериментаторах: факты биографии, источники вдохновения, новаторство в идеях и их воплощении – и всё это буквально в нескольких предложениях, относящихся к отдельному проекту. Запоминающиеся иллюстрации, специальные термины вынесены в словарик, текст привлекает внимание к деталям и коротко объясняет, в чём новаторство. Книга не только для чтения, но и для разглядывания и обдумывания. С её помощью становится немного понятнее, почему здания бывают такие странные и на что можно обращать внимание, чтобы увидеть здание по-настоящему. Её хорошо читать вместе с ребёнком, получится совместное приключение – но это именно об удовольствии, потому что если говорить об уровне сложности, то без взрослого ребёнок вполне управится.
Чего не скажешь о следующей книге: она никоим образом не ориентирована на ребёнка. Но взрослый может своими словами изложить удивительное, скрытое в ней. Качеством и количеством фотографий книга приближаются к фотоальбому, хотя содержание её неизмеримо больше.

«Соблазнённая архитектура» Алексея Лепорка выросла из лекций. Автор – искусствовед и архитектурный критик, научный сотрудник Государственного Эрмитажа. Начинается книга с экскурса в историю, но вовсе не привычным уже образом – от всевозможных пирамид к современным небоскрёбам (хотя и пирамиды, и небоскрёбы в книге будут). Алексей Лепорк пишет о том, как в 90-х и 2000-х мечтали, спорили, каким должен быть город, кому можно доверить то или иное пространство. В большинстве своём мечты так и остались мечтами, и в этих словах автора слышна горечь, а не просто констатация факта: приверженцы старого давят молодые побеги, не дают развивать архитектуру. Но даже в таких условиях можно хотя бы посмотреть, как бывает, и помечтать, как могло бы быть (и непременно когда-нибудь будет!) в вашем городе (сам автор, конечно, говорит о своём любимом Питере). Вера автора в силу архитектуры воодушевляет, конечно. А ещё в его словах я поймала схожесть с волнующей меня темой: автор пишет о необходимости объяснять, что современная архитектура – это отлично, это продолжение того, что уже привычно, она – сама жизнь архитектуры. Аналогичные копья ломаются по поводу современной детской литературы.
Почти четыреста страниц Алексей Лепорк призывает не просто любоваться, знать родственные связи между стилями, а «ставить вопросы к архитектуре» – и сам постоянно их задаёт. Для него архитектура – такой же способ познания мира, как для других поэзия или философия, например. Он показывает здание не как архитектурное сооружение, а «как манифест и символ эпох», объясняет, почему так важна архитектура для общества. Поворачивая под разными углами вроде бы знакомые шедевры мировой архитектуры рубежа двадцатого и двадцать первого веков, он помогает увидеть, как материалы, силуэты, размер зданий и их взаимодействие с окружением «создают новый смысл». Понимаете, да? Не уместность, красота или оригинальность, а смысл здания.
Это пишет человек, влюблённый в архитектуру. Он говорит, что архитектура – «соблазнённая», потому что от поисков языка, на котором она может говорить с человеком и городом, перешла к поиску способов вызывать мгновенные восторг и удивление, словно выкладывающий пост за постом в соцсети охотник за дофамином. Но все эссе в этой книге – о том, что и автора архитектура когда-то соблазнила. Только посмотрите, как он о ней говорит: архитектура влечёт, соблазняет, заводит…
Алексей Лепорк не делает архитектуру понятнее – он делает её живой.
Другие статьи по теме:
- Маръа Малми: я никогда не мечтала написать книгу
- Снежана Малейченко, Гита Сташевская. Что где едят: рецепты друзей со всего мира
- Страницы против экрана: что выбрать? Опрос среди подростков и взрослых