то, что нас окружает, с чем мы имеем дело каждый день, но о чём я, например, без книжной поддержки едва ли много внятного скажу. И хотя каждая постройка в городе звучит по-своему, в лучшем случае могу попытаться передать ощущения фотографией – но не словами. Так что в этой теме мы с ребёнком почти на равных.

И начинаем с самого простого – книг «Насти и Никиты».

Ольга Колпакова. Дома мира
Ольга Колпакова. Дома мира

«Дома мира» Ольги Колпаковой (худ. Ольга Громова) – путешествие по странам и временам: русские бревенчатые избы, африканские хижины из глины и соломы, таиландские бамбуковые домики и японские мин-ки из деревянных планок и рисовой бумаги, дома изо льда и дома из камня, твёрдо сидящие на фундаменте, стоящие на ногах и путешествующие, современные небоскрёбы и средневековые башни, стоящие на вечном якоре дома-лодки и дома, поворачивающиеся за солнцем … Мы видим, что дома – разные, понимаем, что многие из них строились самими жителями, без архитекторов и чертежей, но с учётом природных условий, образа жизни и наличия строительных материалов. В некоторых случаях видна эволюция идеи, но в основном книга – знакомство с разными представлениями о комфорте, красоте и безопасности. Дома на иллюстрациях узнаваемы, а происходящее в них и вокруг похоже на весёлый мультфильм – можно просто рассматривать и радоваться, а можно рассказывать по ним полноценные истории (что никогда не лишне).

Теперь, когда мы понимаем, какими могут быть обычные жилые дома, и почему они именно такие, можно посмотреть, что, опираясь на эти же знания, придумывают архитекторы. Для этого отлично подойдут книги издательства «Настя и Никита» о Москве и Санкт-Петербурге: «Необычные дома Москвы» Юлии Егоровой (худ. Пётр Кондратов), «Московские высотки» Наталии и Василия Волковых (худ. Наталия Кондратова), «Пешком по Невскому» Дины Арсеньевой (худ. Поповская). Кроме усложнения форм по сравнению с традиционными жилищами (иллюстрации отлично передают) можно увидеть за отдельными зданиями фигуры архитекторов и даже узнать о том, что здания в городе существуют не сами по себе, они между собой как-то взаимодействуют.

Пути дальнейшего знакомства с архитектурой извилисты и ведут к разным результатам.

Можно продолжить искать необычное вокруг, восхищаться и удивляться.

Елена Голованова. Игра в архитектуру. Как устроены самые причудливые дома России
Елена Голованова. Игра в архитектуру. Как устроены самые причудливые дома России

Например, оценить полёт фантазии архитекторов в сочетании с практичностью построек поможет книга Елены Головановой «Игра в архитектуру. Как устроены самые причудливые дома России» (худ. Юлия Широнина). Дом-матрёшка в Сколково, дом в виде головы былинного Святогора в Миассе, дом в Московской области, похожий на червяка, выползающего из норы в холме, дом-летающая тарелка на горе Мусса-Ачитара, Домбай… – беседки, отели, военные базы, офисные здания, жилые комплексы… Разные по форме, размерам, материалу и назначению здания (всего 30), каждому из которых отдан разворот: большая подробная иллюстрация и минимум текста – что это, где, какого размера, для чего предназначено и почему так выглядит. Иногда больше внимания внутреннему устройству, но чаще – внешнему облику. В целом похоже на тематический путеводитель, даже карты с наглядным обозначением достопримечательностей есть.

Можно пойти вширь и узнать, что ещё, кроме зданий, проектируют архитекторы: мосты, метро и туннели… В этом направлении хорошо шагается с книгами «Какие бывают мосты» Александра Ткаченко (худ. Ольга Громова), «Метро. Подземный город» Наталии и Василия Волковых, «Мосты Петербурга» Хельги Патаки (худ. Елена Поповская) – иллюстрации акварельные, одновременно нежные, домашние и информативные, текст рассчитан на старших дошкольников и младших школьников: немного истории, техники и красоты.

Давид Маколи. Как это построено. От мостов до небоскрёбов
Давид Маколи. Как это построено. От мостов до небоскрёбов

«Как это построено. От мостов до небоскрёбов» Дэвида Маколи заставляет посмотреть на сооружения вокруг нас с другой стороны: почему они построены именно из этих материалов, имеют именно такие формы и стоят именно здесь? Как архитекторы, инженеры, строители – от древнеримских до наших современников – справляются с нестандартными задачами – на примере тридцати пяти знаменитых мостов, туннелей, плотин, куполов и небоскрёбов. Технические хитрости подробно и понятно объясняются, сооружения показываются не только снаружи, а рассказ о преодолении трудностей с вкраплениями математики, физики и т.д. читается как увлекательная детективная история. Как пишет сам автор, «когда осознаёшь, что здравый смысл и логика играют при строительстве не меньшую роль, чем воображение и технические ноу-хау, огромные сооружения становятся гораздо понятнее и воспринимаются нами совершенно иначе».

Если разбираться в устройстве понравилось, имеет смысл посмотреть в сторону всевозможных архитектурных 3D пазлов, их существует довольно много, из разных материалов, разного уровня сложности. Большинство из них – известные памятники архитектуры вроде Тауэрского моста или Собора Василия Блаженного. Но есть и исключения. Например, «Гогольшоп» делает исключительно модели маяков – от довольно простых в исполнении, с которыми самостоятельно справится первоклассник, до сложнейших, с которыми вся семья несколько вечеров пропыхтит.

Если же вдруг обнаружите, что любоваться или вникать в технические особенности – не всё, что может дать архитектура, что она не ограничивается техническим прогрессом, удобством, скажем, конечного потребителя, и даже его тягой к прекрасному; если вдруг поймаете себя на ощущении, что есть у архитекторов какой-то секрет, – да, даже для тех, кто хочет немыслимого – понять, что же такое архитектура, есть книги. Хотя, конечно, их не так много. Наверное, всё же это знание – тайное, и архитекторы его охраняют.

Полина Фадеева, Анна Алямова. Кто всё это построил?
Полина Фадеева, Анна Алямова. Кто всё это построил?

«Кто всё это построил?» Анны Алямовой (иллюстрации) и Полины Фадеевой (текст) – как раз об архитекторах-экспериментаторах: факты биографии, источники вдохновения, новаторство в идеях и их воплощении – и всё это буквально в нескольких предложениях, относящихся к отдельному проекту. Запоминающиеся иллюстрации, специальные термины вынесены в словарик, текст привлекает внимание к деталям и коротко объясняет, в чём новаторство. Книга не только для чтения, но и для разглядывания и обдумывания. С её помощью становится немного понятнее, почему здания бывают такие странные и на что можно обращать внимание, чтобы увидеть здание по-настоящему. Её хорошо читать вместе с ребёнком, получится совместное приключение – но это именно об удовольствии, потому что если говорить об уровне сложности, то без взрослого ребёнок вполне управится.

Чего не скажешь о следующей книге: она никоим образом не ориентирована на ребёнка. Но взрослый может своими словами изложить удивительное, скрытое в ней. Качеством и количеством фотографий книга приближаются к фотоальбому, хотя содержание её неизмеримо больше.

Алексей Лепорк. Соблазнённая архитектура
Алексей Лепорк. Соблазнённая архитектура

«Соблазнённая архитектура» Алексея Лепорка выросла из лекций. Автор – искусствовед и архитектурный критик, научный сотрудник Государственного Эрмитажа. Начинается книга с экскурса в историю, но вовсе не привычным уже образом – от всевозможных пирамид к современным небоскрёбам (хотя и пирамиды, и небоскрёбы в книге будут). Алексей Лепорк пишет о том, как в 90-х и 2000-х мечтали, спорили, каким должен быть город, кому можно доверить то или иное пространство. В большинстве своём мечты так и остались мечтами, и в этих словах автора слышна горечь, а не просто констатация факта: приверженцы старого давят молодые побеги, не дают развивать архитектуру. Но даже в таких условиях можно хотя бы посмотреть, как бывает, и помечтать, как могло бы быть (и непременно когда-нибудь будет!) в вашем городе (сам автор, конечно, говорит о своём любимом Питере). Вера автора в силу архитектуры воодушевляет, конечно. А ещё в его словах я поймала схожесть с волнующей меня темой: автор пишет о необходимости объяснять, что современная архитектура – это отлично, это продолжение того, что уже привычно, она – сама жизнь архитектуры. Аналогичные копья ломаются по поводу современной детской литературы.

Почти четыреста страниц Алексей Лепорк призывает не просто любоваться, знать родственные связи между стилями, а «ставить вопросы к архитектуре» – и сам постоянно их задаёт. Для него архитектура – такой же способ познания мира, как для других поэзия или философия, например. Он показывает здание не как архитектурное сооружение, а «как манифест и символ эпох», объясняет, почему так важна архитектура для общества. Поворачивая под разными углами вроде бы знакомые шедевры мировой архитектуры рубежа двадцатого и двадцать первого веков, он помогает увидеть, как материалы, силуэты, размер зданий и их взаимодействие с окружением «создают новый смысл». Понимаете, да? Не уместность, красота или оригинальность, а смысл здания.

Это пишет человек, влюблённый в архитектуру. Он говорит, что архитектура – «соблазнённая», потому что от поисков языка, на котором она может говорить с человеком и городом, перешла к поиску способов вызывать мгновенные восторг и удивление, словно выкладывающий пост за постом в соцсети охотник за дофамином. Но все эссе в этой книге – о том, что и автора архитектура когда-то соблазнила. Только посмотрите, как он о ней говорит: архитектура влечёт, соблазняет, заводит…

Алексей Лепорк не делает архитектуру понятнее – он делает её живой.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ