«Gloria mundi» — часть латинского крылатого выражения «Sic transit gloria mundi», означающего «так проходит мирская слава».

Юлия Линде. Gloria mundi
Юлия Линде. Gloria mundi

Глория – имя главной героини повести Юлии Линде. Какая связь между афоризмом, означающим утрату иллюзий, крушение надежд, и подростком, талантливой актрисой, которая окончила школу экстерном и в пятнадцать лет стала студенткой ГИТИСа? «Глория по-русски значит слава», как говорится в известном стихотворении Бориса Слуцкого. Амбициозная мама наделила дочь этим именем, надеясь, что та многого добьется в жизни. Но пока Глории приходится несладко. В ее учебной группе царит атмосфера зависти, ревности, стукачества, сплетен. У нее нет друзей, а ведь именно в подростковом возрасте человек остро нуждается в дружеском плече, в понимании. И вот однажды у метро Библиотека имени Ленина (Ю. Линде называет точную локацию, чтобы подчеркнуть достоверность происходящего) Глория-Лора видит группу симпатичных молодых парней и девчонок, играющих на разных электроинструментах и задушевно поющих: «Снова дождливые листья и за вопросом вопрос. Верю в Тебя, моя истина, верю в Тебя, мой Христос». Неплохие стихи и приятное исполнение («уютный баритон» солиста) заставляют Лору замедлить шаг, и тут же ее мягко берет в оборот девушка с листовками-приглашениями, зазывает послушать «христианский рок» и посетить некую молодежную церковь. Ребята привлекательные и доброжелательные, Лора тоскует по нормальному, без издевок и подсиживаний, человеческому общению. Она, поколебавшись, принимает приглашение. И оказывается в секте.

Остроумно пародирует Юлия Линде «завлекалочки», характерные для адептов подобных псевдорелигиозных организаций и всякого рода психокультов, работающих под личиной «курсов личностного роста». Получается эдакий шарж на коучей и «гуру». Причем фантазия автора превосходит интеллектуальные потуги реальных харизматов. Здесь и «пророческие семинары», и «библейские тренинги, помогающие достичь успеха», и «мастер-классы по эффективной молитве», и даже «индивидуальные молитвенные карты». И всё это под чай «с печеньками».

У организаторов секты продуманный бизнес-план, четкая стратегия, как обаять в первую очередь молодежь. Яркие плакаты с живописными пасторами, один даже с синими дредами и зеленой бородой. При «церкви» собственная музыкальная группа «Fire Generation», исполняющая композиции с фамильярными для старшего поколения, но симпатичными для молодежи названиями «Иисус — мой приятель» и «В гостях у Иисуса».

Запросы у приверженцев этой церкви поверхностные, примитивные, не идущие дальше зарабатывания денег и стремления к бытовому комфорту. Всё это Линде тонко и едко высмеивает. «Моей жене Светлане после семейной молитвы было пророческое откровение… Она увидела себя с лампой для сушки гель-лака. Сейчас она успешно работает в сфере наращивания ресниц и маникюра. Очень хорошо зарабатывает!.. Слава Иисусу, другу нашему!» К настоящей вере и духовным поискам это, конечно, никакого отношения не имеет.

Книга — не просто повествование, почти бесстрастно фиксирующее этапы подавления личности неофита, попавшего в сети секты. Это еще и художественное исследование причин, по которым человек оказывается в деструктивной организации. И дело здесь не только в отсутствии друзей и единомышленников. В первых главах (конкретно в четвертой) Лора как бы вскользь замечает, что ее мама далека от какой бы то ни было традиционной религиозной конфессии, она «верит только в медитацию, переселение душ карму и чакры… в астрологию еще, в Рерихов, немного в язычество и позитивное мышление». Исчерпывающая характеристика одного из распространенных, к сожалению, типажей современного человека, ищущего ответы на вечные вопросы в эзотерике, у сомнительных «учителей». У такой поверхностной, увлекающейся матери, которая не смогла сформировать у своего ребенка четкой мировоззренческой позиции, дочь становится жертвой сектантов и вынуждена рассчитывать только на собственные силы, чтобы вырваться из секты. К тому же мать воспитывала Глорию, удовлетворяя свои амбиции. Она с трех месяцев ввела дочь в мир рекламы и модельного бизнеса, мечтая, чтобы та сделала карьеру модели и актрисы. Глория честно признается: «Я амбициозна, я карьеристка». Мама добилась желаемого, «зарядила» дочь на успех. Вот только счастья ей это не приносит.

Юлия Линде. Gloria mundi
Юлия Линде. Gloria mundi

Но поначалу Глорию очаровывает доброжелательность ее новых знакомых, разительно контрастирующая с равнодушием и враждебностью ее однокурсников по ГИТИСу. Сектанты позиционируют себя как дружную семью, «в сердце которой Иисус», и Лора позволяет себе окунуться в эту иллюзию. На первой же встрече она доверчиво сообщает многолюдной аудитории прихожан «церкви», что ее папа работает в «Газпроме», что позволяет им с мамой «жить вполне кучеряво». Теперь она, сама того пока не зная, становится ценным уловом для руководителей этой тоталитарной секты, выкачивающей средства из легковерных адептов. Да и кого из молодых людей не привлечет возможность побывать на пикнике среди дружелюбных сверстников, с шашлычком и витаминными смузи, попутно «зажечься Божьим посещением», «погрузиться в атмосферу чудес и пророческого помазания»? А еще послушать «христианский рок» и зажигательные проповеди обаятельных молодых пасторов. И вот тут-то начинается самое настораживающее и пугающее.

В повести подробно и реалистично описан процесс вхождения в транс на коллективной молитве: сначала экзальтированная проповедь пастора со всеобщим скандированием отдельных фраз, затем выкрикивание людьми нечленораздельных звуков, которые кажутся им «говорением на языках», хотя на самом деле это абсолютно бессмысленные звукоподражания, лишь имитирующие человеческую речь. Ни к каким реальным языкам они отношения не имеют. Это явление называется глоссолалия – произнесение бессмысленных слов в состоянии транса, одержимости или психического заболевания. «Слева, справа, сзади, спереди – со всех сторон взвыли и заголосили. Пастор объявил, что это бесы орут, изгнанные из людей. Я конкретно ужаснулась: они выли по-собачьи, свистели, трещали, щелкали, скрипели… Никогда таких звуков от людей я не слышала. Потом многие начали что-то бормотать, куда-то ползти, падать, кататься по полу…». Глория простодушно называет это «христианской медитацией».

Она проводит параллель между поведением молящихся и беснованием толпы на рок-концертах в фан-зоне с использованием слэма – толкания окружающих: «Я представила, что здесь, как на концерте, может духовный слэм начаться».

«Священники» подобных «церквей» используют во время проповедей приемы нейролингвистического программирования и другие способы психологического воздействия на слушателей. Так, уже во время первого посещения «церкви» девушка отмечает, что пастор навязчиво повторяет одни и те же слова, что он говорит «убаюкивающе, весьма медитативно», умело дирижирует огромным залом, вызывает нужные эмоции у людей. Глория, оценивая его манеру держаться, прибегает к знакомым ей параллелям из мира театра и кино, верно подметив лицедейскую сущность «священника»: «Из него бы вышел крутой артист – не каждый умеет так искренне зажигать!»

Точно передана риторика и содержание речей пастора, характерная для всех деструктивных сект и психокультов: только мы знаем, что такое истина, другие религии – «бесовские выдумки», «они мертвы, лишь мы – живая церковь» и прочий набор «откровений», свойственный сектантам. Но эти демагогические речи безотказно действуют на неокрепшие умы. И вот уже Лера доверчиво тянется навстречу этому призрачному теплу. «Я впервые ощутила настоящее душевное тепло, мне вдруг захотелось узнать о самом главном, самом настоящем в жизни – о смысле существования, о смерти, о Боге, о делах милосердия». «Здесь мне просто рады. Здесь я могу расслабиться и быть собой». К сожалению, рядом с главной героиней повести не оказалось мудрых, заботливых, ответственных взрослых, которые дали бы ей ответы на эти вопросы. Ни мать, ни педагоги не озабочены духовно-нравственным воспитанием подростка, и она ищет ответы на бытийные вопросы среди чужих и, как окажется, враждебных ей людей.

Юлия Линде. Gloria mundi
Юлия Линде. Gloria mundi

Надо отдать должное героине, Глория поначалу ведет себя рассудительно и осторожно, ей присущ здоровый скепсис. Она постоянно анализирует поступки людей и пытается понять мотивы их поступков. Но ласковая задушевность речей ее новых знакомых притупляет чувство опасности. Лора успокаивает себя тем, что власти, похоже, не против существования этой церкви, они работают легально, что здесь нет наркотиков, они «обычные верующие». На первой же встрече ее массированно атакуют прихожане, убеждая ее в «избранности», а ее однокурсников называя жертвами демонов (лесть по отношению к новичкам нередко используется в тоталитарных сектах). Лора, у которой как раз началась полоса конфликтов с однокурсниками, с готовностью принимает эту мысль: «Я начала присматриваться к однокурсничкам и замечать, что они вполне себе одержимые. Наверное, меня коснулся свет, и я теперь отдаляюсь от них».

Секта, описанная в повести Юлии Линде, отражает многие характерные черты деструктивных культов.

— Истинным учением признается только то, которое транслируется руководителями организации.
— Не приветствуется чтение первоисточника христианской веры, Евангелия («сложновато»), евангельские тексты предлагаются в интерпретации пасторов.
— Контроль личной жизни членов церкви: прилюдная исповедь. У Юлии Линде этот момент гротескно усилен: если у кого-то во время «общего покаяния» зазвонит телефон или придет сообщение, он или кто-то другой должен вслух зачитать послание и отвечать на звонок по громкой связи. «Ничего тайного, полное доверие», — иронично замечает автор.
— Новообращенных настраивают против близких. Когда один из членов исповедуется, что его раздражает слабоумная бабушка, пастор советует вместо того, чтобы терпеть и жалеть старушку, держаться от нее подальше, потому что «ее бесы перепрыгивают на него».
— Непререкаемый авторитет пастора. Даже если его слова очевидно нелогичны и попахивают откровенным примитивным язычеством, все это принимается без рассуждений.
— Жесткий запрет на общение с теми, кто вырвался из секты.
— Физические наказания, лишение свободы «провинившихся». Глорию за попытку найти подвергнутого остракизму Ваню сажают на «духовный карантин»: запирают в хозблоке.
— Поборы, обязательные пожертвования. Глории настоятельно рекомендуют четвертую часть гонорара от съемок отдавать на нужды церкви.
— Сектанты отрицают свою причастность к тоталитарной религиозной организации. «— Вы не сектанты? — Я решила задать вопрос в лоб. Все рассмеялись. — Нет, конечно! — ответил Ярик. — Мы что, похожи на чокнутых или зомби? Мы неопротестанты. Не веришь — приходи сама посмотри».
— В тоталитарных деструктивных сектах нередки женщины – служители культа. « — У нас все проповедуют и многие пророчествуют. Есть пасторы-женщины и даже епископы-женщины».

В повести нашли отражение факты биографии самого автора. После окончания филфака Московского педагогического государственного университета Юлия год проучилась в ГИТИСе, в актерско-режиссерской группе. Те сомнительные жизненные и творческие установки, которые транслирует в повести режиссер Ползухин в духе «человек человеку конкурент», навязывал студентам и его прототип из известного театрального вуза. «Главная движущая сила творчества – ненависть» — под таким лозуном шло обучение на этом курсе. Атмосфера «банки со скорпионами» была настолько невыносимой, что Юлия покинула это учебное заведение после первого курса. Но увековечила в своем произведении.

Юлия Линде. Gloria mundi
Юлия Линде. Gloria mundi

Что касается секты, то это не «взгляд изнутри» — такого опыта ни у автора, ни у ее друзей, к счастью, не было. Повесть возникла, как говорит сама Юлия, в результате цепочки ассоциаций. Работая над романом-эпопеей о Великой Отечественной войне, она «долго варилась в теме фашизма и зомбирования Гитлером, потом в метро увидела рекламу с моей бывшей однокурсницей и задумала написать про ГИТИС, в котором тоже было массовое насилие над личностями, потом возникла мысль про секту». Собирая материал к повести, Юлия внимательно изучила историю подобных «церквей», принципы, способы воздействия на сознание людей. Поэтому книга получилась документально точной. Злоключения главной героини, попавшей под влияние сектантов-харизматов, типичны для тысяч ее сверстников.

Линде Юлия Владимировна
Линде Юлия Владимировна

Линде Ю. В.
Gloria mundi : повесть / Юлия Линде ; [ил. М. Пещанской]. – М. : Дет. лит., [2021]. – 160 с. : ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ