Адель Блан-Сек — Шерлок Холмс в юбке, писательница и частный детектив. Феминитива к этому слову еще не изобрели, к счастью (детективша и сыщица – не звучит). Да и не женское это дело – расследовать жуткие преступления. Однако есть же энергичная старушка мисс Марпл, придуманная Агатой Кристи. Адель отлично вписывается в галерею частных сыщиков, созданных классиками детективного жанра, где есть еще Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По, есть Эркюль Пуаро той же Агаты Кристи, есть католический священник отец Браун Гилберта Честертона… Образ Адель Блан-Сек придумал широко известный во Франции писатель и художник Жак Тарди (р. 1946). Свою графическую эпопею сам он назвал «рокамболической серией». Так во Франции называют детективно-приключенческую литературу, написанную в духе авантюрно-криминальных романов Понсона дю Террайя, писателя 19 века. Придуманный им герой Рокамболь напоминает нашего Остапа Бендера, дерзкого, неунывающего трикстера-авантюриста.

Первый из трех собранных под одной обложкой графических романов — «Адель и чудовище». Начинается он с того, что в Музее естественной истории в Ботаническом саду Парижа 4 ноября 1911 года (хронотоп повествования безукоризненно точен) из гигантского яйца птеродактиля выбирается на свет детёныш размером с крупную собаку и отправляется в свободный полет по Парижу. «Птичка», чьи родители скончались 136 миллионов лет назад, бодро нападает на парижан, сея смерть на своем пути. Дело доходит до президента, который берет под личный контроль процесс поимки крылатого преступника. Параллельно бесчинствам птеродактиля развивается линия людей, стоящих за ним, которые «провели вылупление» и управляют монстром. Писательница и по совместительству детектив Адель Блан-Сек бесстрашно проводит свое расследование. Птеродактиля удается пристрелить, но вопросов после его гибели возникает больше, чем ответов. Эта история плавно перетекает в следующие – «Демон Эйфелевой башни» и «Безумный ученый», в которых выясняется, что оживление птеродактиля – часть проекта по возвращению к жизни еще одного экспоната музея естественной истории – питекантропа. Персонажи комикса упоминают роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, опубликованный в 1910, за два года до изображенных в комиксе событий. То есть Тарди предлагает недвусмысленную аллюзию на классический роман о том, как человек попытался примерить на себя роль Творца и создал монстра, который вышел из-под его власти и начал сеять вокруг разрушение и смерть. Так, в графическом романе затрагиваются этические и мировоззренческие проблемы. У скромного с виду ученого Эсперандье наполеоновские планы. Он уже превратил питекантропа в послушного слугу-вояку и мечтает оживить другие экспонаты музея. «Из них я создам непобедимую армию и стану ее вождем!» Тарди дополняет эти амбициозные заявления историческим контекстом: «Я отобью у пруссаков Эльзас с Лотарингией! Они мне заплатят за разгром 1870 года!» Ученый открыто выражает свои бонапартистские взгляды: «Эсперандье триумфально прошествует там, где Наполеона подстерегла неудача! Мы дойдём до Москвы и отомстим за маленького капрала! Слава императору!» На что Адель резонно замечает: «Жалкий реваншизм! Убожество!» История не раз показывала, чем заканчивались попытки всяких «наполеонов» дойти до Москвы. «Безумный ученый» и от своей лаборатории-то недалеко ушел и был отправлен на тот свет своим собственным произведением – ожившим питекантропом. Который, кстати, влюбился в Адель и спас ее от верной смерти. То есть графический роман Тарди приобрел черты мелодрамы в дополнение к детективу, боевику и хоррору.
Комиксы Тарди дают представление о Париже столетней давности, об архитектуре, моде, бытовых реалиях, объектах культуры. Недаром говорят, что по этим графическим романам можно досконально изучить особенности парижской жизни 1910-х годов.
Издатели пометили эту книгу маркером 16+. В ней много насилия, крови, есть даже гильотина (правда, не успевшая сработать, приговоренному к смерти удалось спастись, но все равно зрелище устрашающее). Есть и полуобнаженная натура. А грубость, цинизм героев, неблагородные методы, которые применяет в своем расследовании Адель (похищения людей, шантаж и угрозы), нечистоплотные поступки ее помощников, предательства, оккультные практики (вызов духов посредством медиума) — всё это явно не для детских глаз. Мрачно, пугающе, местами холодновато-жестоко изображенная действительность, о которой, безусловно, надо говорить, но не в детской аудитории.
Тарди. Адель Блан-Сек. Необыкновенные приключения : т. 1 : кн. 1-3 : [графич. Роман : 16+] / Тарди ; пер. с фр. и коммент. М. Хачатуров ; рус. Шрифт З. Ящин. – М. : КомпасГид, 2022. – 148 с. :ил.
Другие статьи по теме:
- «Взрослая» Библия, открытая полка и друзья Нарнии
- Елена Катишонок. Детский альбом
- Анна Вербовская. Утки на крыше