Уйти от зла

Новая повесть лауреата премии им. Крапивина и финалиста конкурса «Книгуру» Александры Зайцевой – приключенческий триллер о подростках, попавших в пустынное место, похожее на потусторонний мир. Несмотря на фантастический антураж, речь здесь идет о печальных и насущных проблемах, а история в конечном итоге тяготеет к притче. Рассказываем о редких для жанра особенностях «Соли», её подтексте и не самых очевидных достоинствах.

Александра Зайцева. Соль
Александра Зайцева. Соль

Недалеко от безлюдного города, около заброшенного дачного посёлка течёт река. Земля тут кое-где покрыта солью, а небо, как правило, розоватое. Возле реки стоит ветхая баржа. В ней живут трое мальчишек от двенадцати до шестнадцати лет и одна девочка. Жека – неформальный лидер – не советует остальным ходить в город, потому что оттуда возвращаются с увечьями, хотя на первый взгляд ничего опасного в городе нет. Героя-рассказчика зовут Кухня. Позднее выяснится, что прозвище он получил, когда зажарил на костре двух голубей, но было это давно, в туманном прошлом. Кухня, как и все, помнит прошлое мутными эпизодами, обрывками разговоров. Миша же, младший из команды, сильнее других беспокоится о том, что происходит, строит теории и предположения. Девочка без имени – её называют просто Девчонка – существует будто бы отдельно. Она немая и в целом неохотно идёт на контакт. Вскоре на барже появляется ещё один мальчик, Горюх, ранее отправившийся в город. Он возвращается без глаза, за ним охотится огромная стая собак. Властитель собак – некий Псарь, изуродованный, саркастичный человек – требует у подростков отдать ему кого-то в жертву. Но герои решают бежать. Бежать в город, где, возможно, каждый найдёт то, что действительно ищет.

Подобная мрачноватая, зато интригующая завязка – распространённый сюжетный троп. Странники, преследуемые в пустоши. Родственные мотивы нетрудно найти и во «Властелине колец», и в книгах братьев Стругацких, и во многих классических образцах приключенческой литературы. Пространство, где оказались Кухня и его друзья, слегка похоже на Зону из «Пикника на обочине», а что касается современных авторов, то атмосфера «Соли» вызывает ассоциацию с «Городом без войны» Николая Пономарёва. При этом чем дальше, тем отчётливей заметно: место действия – не столько пост-апокалиптическая или магическая страна, сколько фантасмагорическое чистилище. В «Соли» показан мир полусна – логика происходящего тут загадочна, нарочито витиевата, как и память героев. Они слышат голоса, чувствуют резкие, необоснованные перемены погоды, да и общаются между собой временами отрывисто, неестественно, словно призраки.

Чистилище, призраки – аналогии, служащие ключами к разгадке. Уже возвращение, за которое следует платить частью тела, намекает на мистическую составляющую. Хотя «Соль» является текстом-ребусом, где отдельные детали фабулы предстоит вовсе додумать читателю, подсказок на страницах книги разбросано тоже немало. Злополучного Псаря рассказчик сравнивает с демиургом, да и в целом иные гипотезы, озвученные непосредственно героями, окажутся близки к истине.

— Куча фильмов про это есть, — я всё-таки поддержал тему, чтобы сгладить свою выходку и слегка подлизаться к Мишке. — Когда парни бродят по непонятному миру, а в реальности умерли или застряли в коме. Затасканная идея.
— Зато всё объясняет, — подал голос Жека.
— Да ну, слишком просто.
— Так предложи свою, — Мишка ещё злился.
— Зачем? Проверить мы не можем, потрепаться только.

Нет, Кухня и его друзья не в коме и не умерли, но находятся в похожем состоянии, фактически между реальным и загробным миром. И неважно, какое именно событие перенесло их, словно Элли в Волшебную страну, в неприглядный лимб. Дело в том, чего им не доставало в обычной жизни, в том, что им нужно. Поначалу никто этого не понимает, и лишь путешествие, общение друг с другом позволит героям осознать причину своего побега от реальности, после чего, быть может, вернуться назад.

У Кухни были непростые отношения с ультрарелигиозной мамой, у Горюха – с братом. Кому-то не хватает праздника, кому-то – внимания противоположного пола. Словом, герои очутились около баржи из-за одиночества, неблагополучия и недопонимания окружающих. Залечить душевные раны в безлюдном чистилище трудно, но это – единственный шанс на спасение. Отсюда возникает и главное достоинство книги: нехарактерный для остросюжетной фантастики психологизм. Внутренние переживания преследуют персонажей в снах и слуховых галлюцинациях, неосознанно проскальзывают в диалогах. Во многом «Соль» выглядит притчей в духе «Соляриса» Станислава Лема. Оказавшись под властью могучей и жуткой, непознаваемой силы, каждый должен решить прежде всего личную проблему, чтобы уйти от опасностей местной пустыни, от клыков тех же хищных собак, от зла в себе.

К канону реализма близок и стиль. Речь героев звучит естественно – сленговые выражения появляются в ней точечно, подчас перемежаются с терминами и понятиями, выхваченными из кино или из бесед старших. Язык, кое-где грубый, но не лишённый художественных деталей и тропов, придаёт повествованию убедительности.

— Замёрзла? Ноль реакции.
— Горюх вчера сказал, что у тебя укус воспалился. Покажешь?
Полный игнор. Я выждал с минуту и решил, что Девчонка — слишком тяжёлый случай, когда она нехотя протянула мне руку. Повязка обтрепалась, испачкалась, по краям неряшливой бахромой свисали нитки. Но это ерунда. А вот пунцовая, словно надутая кожа вокруг грязного бинта — не ерунда.

Исподволь погружая в характер персонажей, история точечными мазками рисует картину проблем их былой повседневности: общее неблагополучие, радикальные взгляды родителей, насилие. Результатом таких трудностей стал эскапизм, который – здесь уже не обойтись без частичного раскрытия интриги – привёл героев к запрещённым веществам. Знакомство с ними и есть причина, по которой Кухня и остальные зависли в причудливом чистилище, зависли на волосок от гибели. «Соль» вполне можно воспринимать как тонкий, но однозначно антинаркотический текст. Вместо буквальных штампов о том, чем грозит встреча с наркотиками, повесть демонстрирует яркую метафору последствий употребления: одиночество, апатию, деградацию личности, инвалидизацию и, наконец, высокую вероятность смерти. Символом вышеперечисленного выступает антагонист, упомянутый изуродованный Псарь, не устающий повторять без лишних уточнений, что он, прежде всего – наглядный пример. Распространённые предпосылки подросткового увлечения наркотиками, социальную и психологическую неустроенность, повествование также стороной не обходит. Напротив, читателю как раз предлагают сфокусироваться на предпосылках, что особенно ценно. И поэтому книга далека от всякого рода назидательности, более того, ненавязчиво предлагает выход – поиск настоящих друзей, готовых поддержать и помочь в любой, даже самой трудной ситуации, готовых помочь уйти от зла.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ