Фигуры и амбии – объемность и двухмерность

Анна Занадворова. Точки пересечения
Анна Занадворова. Точки пересечения

В подростковом возрасте, часто мир вокруг кажется враждебным, сложным и непонятным. Все будто сговорились против тебя, и даже родители не хотят понять и услышать. Этот период во всей его многогранности отражен в дебютной повести «Точки пересечения» писательницы Анны Занадворовой.

Дине тринадцать лет, и, кажется, ее мир разваливается на части. Школьный год только начался, но уже все не так, как прежде. Сложности начались со всех сторон: лучшая подруга обиделась и не хочет разговаривать, мальчик, который ей нравится, не обращает на нее внимания, родители постоянно ссорятся. А у мамы появился поклонник! Как же сложно уследить за всем сразу! А еще, нужно общаться с друзьями, чтобы не упустить все самое важное, писать книгу, и, конечно, учиться. Жизнь подростка становится центральной темой повести, которая, помимо этого, затрагивает другие основные проблемы современного общества.

Сложное, но емкое название книги отражает как геометрические концепции, так и сложности человеческих взаимоотношений. В одном из интервью писательница делится своими размышлениями о том, каким образом названия, связанные с математикой, могут отражать сложности жизни и межличностных отношений. Точки пересечения становятся символом важности общения с разными людьми, поиска общих мыслей и обнаружения неожиданных связей, которые могут возникнуть даже там, где это кажется невозможным.

Одна из ключевых особенностей выстраивания сюжета — его многослойность. В книге переплетаются несколько разных типов текста: основной сюжет, размышление героини о внешних обстоятельствах и их оценка, ее дневник и, конечно, книга, которую она пишет. Этот подход помогает показать связь между внутренним миром Дины, ее реальной жизнью и творческим процессом. Первый слой — достаточно прост. Сюжет разворачивается вокруг борьбы за понравившегося мальчика. После летних каникул девочки вдруг обнаружили, что одноклассники сильно повзрослели. А самым крутым стал красавчик Логинов. Поэтому девочки составили целое расписание кто, и на каком урок сидит с ним. Самому Логинову это, собственно, все равно. Он даже не понимает, почему на него вдруг обрушилось столько внимания. Но постоянной смене соседа, а точнее, соседки, не сопротивляется. Дина даже не думала участвовать в этом, но на географии ее к Логинову пересадил учитель. Уже через несколько географий Дина понимает, что Логинов ей нравится. А ему, кажется, нравится Оля — скромная отличница в очках…

Второй слой повествования — книга, которую пишет Дина. Ее рассказ, как легко догадаться по общему названию повести, связан с геометрией. А, точнее, с геометрическими фигурами. Где-то далеко, за бумажными морями, раскинулся страна, под названием Папира. Ее населяют плоские двумерные фигуры. Чувствуют они себя в своей двумерности просто замечательно! Ведь даже не знают о существовании объемов. Главные в этой стране — правильные фигуры. Они имеют четкие контуры и гордятся своими равными сторонами: равнобедренные и равносторонние треугольники, квадраты, а еще, конечно, круги и прямоугольники. Они красивы, признаны обществом и самодостаточны. Но помимо фигур, есть в этом мире и амбии — бесформенные создания. Они могут менять свою форму, подстраиваться и превращаться в фигуры с равными сторонами, вот только стоит их толкнуть, как они снова теряют форму. Амбии не могут существовать без фигур, это считается неприличным. Поэтому, как только они оканчивают школу, находят себе пару — фигуру, которая впускает их внутрь себя. Амбия должна подчиняться свой фигуре: лишний раз не выходить из нее, выполнять указания, не пытаться вырваться посреди улицы, и, конечно, воспроизводить потомство. Главные герои книги Дины — амбия Кодима и скромный треугольник Трисабон, которые решили изменить правила этого плоского мира.

Третий слой — дневник девочки. Где записано столько интересных мыслей, что их все хочется запомнить, разобрать на цитаты и регулярно использовать. Вот одна из таких:

«1 октября

Береза под окном вся пожелтела и даже начала опадать. Желтые листья на черном мокром асфальте — так красиво! Непонятно, что делать с этой красотой…Жалко, что люди не меняются, как деревья. Было бы прикольно, если бы волосы осенью краснели, а весной зеленели».

Помимо внешних событий, происходящих вокруг Дины, важным аспектом повести становятся события, которые происходят внутри ее семьи. Конфликты и проблемы в отношениях родителей влияют на поведение героини. Дина находит в телефоне у мамы сообщение, предназначенное не для детей. Однако, на самом деле, все оказывается проще, чем надумала себе девочка.

В тексте присутствуют разнообразные геометрические метафоры, которые помогают не только проассоциировать происходящее, но и понять саму суть геометрических процессов. Так, например, в книге подробно описана бутылка Клейна и ее устройство.

Книга и ее многослойность буквально затягивают, заставляя прочитать сначала всю повесть целиком, потом только книгу в книге, а затем и дневник Дины отдельно. Повесть хочется разбирать, реконструировать. Персонажи в тексте прописаны психологически точно. Таких редко можно встретить в подростковой книге. Они не типичные, не картонные, в каждом из них есть индивидуальность, свой характер и отличное от других поведение. Все герои книги — подростки, но, как и бывает в этом возрасте, они все разные и по-разному переживают этот сложный период.

Точки пересечения / Анна Занадворова, ил. Н. Красовицкой. — М.: Розовый жираф, 2024. — 172 с.: ил. — [Вот это книга!] ISBN 978-5-4370-0393-0

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ