Всё могло бы сложиться иначе, если бы у Алины был папа. Но папа-математик остался во Франции решать сложные математические задачи. А Алина жила с дедушкой и мамой, которая тоже решала задачи. Другие, которые ставила перед ней жизнь. Например, отдать Алину в первый класс к правильной учительнице.

Аромштам Марина. Когда ангелы отдыхают
Аромштам Марина. Когда ангелы отдыхают

Дедушка Алины считал, что учитель должен «бережно относиться к детскому стержню» — внутреннему миру ребёнка. Но соседка тётя Валя думала иначе: она была убеждёна в том, что ребёнка нужно избавить от мечтательности и «загрубить» его, иначе он вырастет неприспособленным к жизни человеком. Тётя Валя в этом споре вышла победителем.

Так Алина сначала оказалась в классе у Татьяны Владимировны, которая больше всего на свете любила порядок и соблюдение правил. Любой отход от норм вызывал в ней устойчивое раздражение. «Стоять! Руки за голову!» — кричала она провинившимся детям.

Для дедушки Алины этот эпизод стал последней каплей, и он перевёл свою внучку в класс к новой учительнице, Марсём, – Маргарите Семёновне.

Марсём была совсем другой. Она считала, что только напряжённая внутренняя жизнь человека может превратить его в писателя или художника и сделать его «нервом человечества». А ещё над столом у Марсём висел портрет выдающегося польского педагога Януша Корчака.

С этого момента в книгу Марины Аромштам вплетается повествование от лица самой Марсём. Она вспоминает свой первый выпуск начальной школы и главный вывод, к которому пришла: «… я тогда дала себе слово: когда у меня будут «новые» дети, я начну по-другому… Не буду больше такой правильной и нагруженной ценностями. Я буду учиться вглядываться – чтобы угадывать нечто про внутреннюю жизнь… А Корчак пусть висит над столом. Пусть смотрит, как у меня получится.»

А внутренняя жизнь её «новых» детей тем временем бьёт ключом: трудный возраст, ранний пубертат. Познание себя, жажда подвига, первая любовь… Марсём чутко улавливает настроения детей и организует «Битву с Чёрным Дрэгоном», когда мальчики в образе принцев должны спасать девочек-принцесс и биться с переодетым злодеем. А потом, когда принцы победят, у них будет настоящий бал, на котором все, даже родители, будут танцевать!

Но Марсём знает, что «дети не фарфоровые пупсики. Они люди. И, как люди, вызывают в нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть — противно.» Но как справиться с бурей эмоций и правильно реагировать на то, от чего «противно»?

Можно, конечно, дать детям полную свободу. Стать «демократкой», как иронически думает о себе Марсём. Но тогда случится то, о чём говорится в сказке Корчака про короля Матиуша Первого. Он даёт детям свободу и учреждает детскую республику. «Но дети умели только веселиться. А думать над собой и своими действиями не желали. И их государство погибло».

И ещё она вспоминает дневник Януша Корчака и историю про мальчика и девочку, Янека и Марысю, которые строили домики из песка в варшавском гетто. А другой мальчик приходил и разрушал их домики до основания. Янек и Марыся возвращались и строили снова, а он снова разрушал… Корчак видел это из окна и негодовал. Он думал о том, что этот мальчик вырастет гадким человеком.

Аромштам Марина Семёновна
Марина Аромштам

Но когда настал решающий момент, и немецкий офицер предложил ему покинуть детей, отправляющихся в концлагерь, и спастись, Корчак решил ехать вместе с ними. Вместе с Янеком, Марысей и тем, кто ломал их домики…

Дети расстраивают Марсём. Их волнует физиология, отношения, гормоны бушуют, появляются внутренние «бесы», с которыми очень сложно бороться. И тут главное, считает Марсём, вспомнить себя в этом возрасте. И — убеждать, разговаривать, лечить словом.

Обстановка накаляется, когда в классе появляется новый мальчик. Сложный, странный, не похожий ни на кого. Он провоцирует остальных, ругается, щиплет девочек. Родители негодуют, требуют отчислить его из класса. И только Марсём знает судьбу этого несчастного ребёнка, брошенного матерью, который до сих пор не изжил в себе ужас от этой потери. Его приёмные родители просят Марсём сохранить тайну. Но тут появляется эта жуткая записка…

Всё закончится хорошо. Потому, что работа с «внутренним стержнем ребёнка» не может не дать свои плоды. В решающий момент, когда кажется, что всё потеряно, происходит чудо и в детях проступает то хорошее, доброе и важное, что заложил в них своим словом и поведением взрослый человек. Это слово как живая вода.

Марсём рассказывает детям: у каждого человека есть ангел. Когда человек совершает дурные поступки, ангел крепко привязан к нему своими крыльями и очень устаёт, потому что не может вырваться из пут. И только тогда, когда человек делает доброе дело, его ангел может отдохнуть или улететь туда, где он нужнее.

Аромштам Марина. Когда ангелы отдыхают. Москва. Издательство «Абрикобукс», 2022. (Серия «Детский почерк»)

ПроДетлит

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ