«В поисках мальчишеского бога» — дебютная повесть современного русского писателя Дмитрия Ищенко, которая получила премию имени Крапивина номинации «Выбор детского жюри». Повесть быстро стала популярной, захватив внимание не только подростков, но и их родителей. О ней с точки зрения «не мальчишки»— в рецензии автора подросткового журнала «ЛИФТ» Карины Бакижановой.

Философия или стиль жизни? О повести Дмитрия Ищенко «В поисках мальчишеского бога»
Дмитрий Ищенко. В поисках мальчишеского бога

Книга повествует о мальчике, который на летние каникулы вынужден поехать с отцом в Арктику, где нет интернета, скейтбордов и даже дороги. На улице северного посёлка редко можно увидеть больше двух человек за раз, но сам герой говорит, что от этого встречи становятся только значимее, словно приобретают какой-то смысл, известный лишь тем, кто встретился. Здесь кроется, пожалуй, один из ключевых тезисов всей повести— мы больше ценим то, что редко и уникально.

Важную роль играют описания пейзажей. Их много, и они не вызывают скуку— с пейзажами автор справляется отлично. Всего пару строк создают перед глазами динамичные картины, благодаря чему возникает ощущение, будто ты и впрямь посреди Арктики. Автор передаёт чувство единения с природой лаконичными, но образными мазками.

Огромные одинокие близнецы-утёсы стояли на этой ничейной земле сами по себе. Материк их уже отпустил, но в последний момент они словно остановились перед бескрайним океаном, не решаясь сделать последний шаг, и теперь смотрели вдаль.

Приключения, которые случаются с главным героем, заставляют окунуться в детство, вспомнить, как сама бегала по улице с какими-нибудь мальчишками и каждый день придумывала новые игры. Благодаря этому в Ване узнаёшь себя. Порой ловишь себя на мысли, что невольно начинаешь переживать и сочувствовать герою, радоваться и бояться вместе с ним. Это не такое уж частое явление в современной литературе.

Если в начале повести главный герой капризный и избалованный гаджетами, то в конце, когда Ваня вместе с другом оказывается случайно запертым в заброшенном командном пункте, его характер сильно меняется. Примечательно то, как мальчишки отыскивают выход из сложившейся ситуации, используя подручные средства, чтобы добраться до люка и открыть его.

Уже не осталось ни следа от страха и беспомощности. Жажда жизни, осознание её ценности гулом проносились по катакомбам, переполняли нас и не давали опускать руки.

Название повести на самом деле непростое. Мы не видим никаких доказательств того, что Ваня нашёл своего «мальчишеского бога». Но если копнуть чуть глубже, то станет ясно, что удивительная история, случившаяся с Ваней— и есть знак присутствия этого бога. Тут важно отметить, что текст напоминает заметки начинающего путешественника, впервые оказавшегося далеко от дома. Вылазки героя в неизведанные места, жажда приключений, его знакомства и передряги, в которые он попадает— всё это влияние условного «мальчишеского бога». Тот даёт ему мотивацию каждый день двигаться вперед, находить что-то новое для себя, дарит вдохновение совершать «подвиги».

Эта повесть подойдёт прежде всего тем, кто хочет увидеть другую жизнь и вновь насладиться детством. Кто знает, может, это послужит отправной точкой в поисках своих ценностей, своего, какого бы то ни было, бога.

Его невозможно ни украсть, ни спрятать, ни взять взаймы. От чужого всё равно не будет толку. Только ты сам можешь его найти.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ