• 8 мая 2019
  • Автор:
  • Фото:Ольга Лаврентьева «Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»

Черно-белая память в картинках

Неровный почерк, черно-белая зима блокадного Ленинграда, фейерверк в честь снятия блокады тоже черно-белый. Так скупо, неброско, но вместе с тем пронзительно и достоверно художник Ольга Лаврентьева рассказывает в своем графическом романе «Сурвило» о мрачных годах войны и предшествующей эре репрессий. Точнее, рассказывает Валентина Сурвило, а Ольга записывает.

Валентина Викентьевна Сурвило – человек-эпоха, на ее жизнь нанизываются значимые и часто страшные события XX века, а еще она – бабушка автора комикса, и эта биография – ее разговор со взрослыми внуками.

Валентина Викентьевна родилась в 1925 году в Ленинграде. Ее ждала судьба, уготованная миллионам современников: маленькой девочкой она была объявлена дочерью врага народа, потом ссылка, война, блокада. Сюжетную линию «Сурвило», даты и факты, можно найти в любом учебнике истории. Но прожить их, прочувствовать, оплакать – это совсем другое. Это значит на время стать внуком или внучкой, к которым обращено повествование. Рассказ от первого лица перемежается с приложенными документами, справками, письмами. Ольга Лаврентьева специально запросила в архивах НКВД дело своего прадедушки, и, хотя многое по-прежнему засекречено, что-то ей удалось добыть и отразить в книге.

Ольга Лаврентьева «Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»
Ольга Лаврентьева
«Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»
Ольга Лаврентьева «Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»
Ольга Лаврентьева
«Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»

Обращаться к темам репрессий, голода, войны тяжело, тут много боли, страданий, горя, но каким-то удивительным образом, несмотря ни на что, Ольге Лаврентьевой удалось сделать роман трогательным и оптимистичным. Может, дело в милосердии. Напрямую о нем в книге не говорится, но все здесь им пронизано: в самые трудные моменты кто-то делится с героиней последним куском хлеба, берет ее на работу, хоть и не положено, уступает очередь на квартиру.

Ольга Лаврентьева – художница из Санкт-Петербурга, по образованию дизайнер-график. Однажды она попала на фестиваль интеллектуального комикса «Бумфест», увиденное там и вдохновило ее на создание собственных графических историй. «Сурвило», вышедший в издательстве «Бумкнига», не первый комикс Ольги. До этого были «Процесс двенадцати» – графический репортаж, сделанный на судебных слушаниях над активистами «Другой России», «Шув» – готический детектив на основе детских рисунков.

Конечно же, «Сурвило» – это не комикс в чистом виде, но полноценный графический роман. Слово «комикс» до сих пор у многих ассоциируется с чем-то комичным, смешным, что логично, корень такой. Для того чтобы уйти от ассоциации, в разных странах истории в картинках именуют по-своему: бан дэсине – во Франции, фуметто – в Италии, манга – в Японии. Рисованные истории – так с легкой руки писательницы Людмилы Петрушевской часто называют это направление в России.

Ольга Лаврентьева «Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»
Ольга Лаврентьева
«Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»
Ольга Лаврентьева «Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»
Ольга Лаврентьева
«Сурвило». Обложка и иллюстрации предоставлены издательством «Бумкнига»

У нас уже давно существуют крупные фестивали комиксов («Бумфест», «КомМиссия»), в Москве есть библиотека комиксов (Центр рисованных историй при Российской государственной библиотеке для молодёжи). Этот вид искусства бесконечно разнообразен, в нём множество жанров, стилей. На языке комиксов можно рассказать абсолютно любой сюжет – смешной, печальный, романтичный, эпичный, документальный.

Рисованные истории прекрасно подходят для разговоров на актуальные, сложные, социально значимые темы. Например, у художницы Виктории Ломаско есть книга – судебный репортаж об уголовном процессе над организаторами выставки «Запретное искусство» (2006).

Искусство комикса используют и в социальных проектах, направленных на работу с детьми и подростками. Так, в 2011 году художник-комиксист Хихус совместно с фестивалем «КомМиссия», Институтом им. Гете в Москве и Молодежным правозащитным движением начал проект «Респект», представляющий комиксы из разных стран, посвященные толерантности. Художники рисовали сложные, неоднозначные истории, чтобы преподаватели, психологи, родители могли читать их с детьми и говорить о непростом: о межрасовых конфликтах, дискриминации, проблемах большинства и меньшинства. Комикс – отличное пособие для занятий со старшеклассниками. Предложить подростку прочесть и обсудить комикс – это как сказать: «Я хочу говорить с тобой на твоем языке, я не буду читать тебе нотации».

В комиксы можно легко «завернуть» любые инструкции и советы. Например, существуют рисованные истории, объясняющие выпускникам детских домов, какие первые шаги стоит делать после окончания учебы, а каких ошибок лучше бы избегать (сразу спустить весь полученный капитал, продать квартиру и т.д.).

«Сурвило», рассказывающий в первую очередь о подвигах человеческого духа, можно смело предлагать подросткам от 12 лет и старше. Потому что это встреча с историями живых людей, а не с формальными, ни о чем не говорящими фактами.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ