• 1 августа 2019
  • Автор:
  • Фото:Использованы иллюстрации из группы издательства www.facebook.com/volchokpress

Рождение любви и проблема времени

Новое издательство «Волчок» выпустило книги «Внутри что-то есть» и «Поворот» –малую прозу для детей 10-12 лет. Это долгожданное внимание жанру рассказа, которого так не хватало, и настоящая панорама современной российской детской литературы. В сборники вошли произведения и молодых, и уже заслуженных авторов, среди которых Лариса Романовская, Нина Дашевская, Эдуард Веркин, Илга Понорницкая, Ксения Драгунская, Борис Минаев, Станислав Востоков и многие другие.

Антологии короткой прозы для детей и подростков не выходили давно или оставались где-то на задворках читательского внимания. Но ситуация меняется – в этом году издатели ищут новые жанры, вспомнить хотя бы сборники пьес для подростков от «Самоката», многоформатный набор «ОБЭРИУ» от «Клаудберри» или стихотворный комикс «Соня из 7 буээ» от «Белой вороны». «Волчок» же сразу взялся за серию рассказов, и это не просто смелость, а большая помощь писателю и читателю. Теперь, когда так часто звучит вопрос: «А наши для детей пишут вообще или всё только одно советское да зарубежное?», можно с радостью показывать два сборника «Волчка» и отвечать: «Вот, пожалуйста, целых 15 имён под двумя обложками».

Хотя обе книги заявлены как разные по тематике и аудитории, главное их отличие, скорее, в степени драматизма. «Внутри что-то есть» – истории более лиричные и мягкие, в то время как «Поворот» часто посвящён внешним происшествиям, иногда неприятным и серьёзным. Но внимание внутренним переживаниям и переменам уделяется везде, а чуть ли не важнейший переворот в сознании героя происходит в рассказе, давшем название сборнику «Внутри что-то есть». «Иногда просто живёшь и всё, а иногда становится так странно», – говорит мальчик маме после неудачного похода на блошиный рынок и добавляет: «Я есть, и вижу тебя. Ты ходишь, тарелки моешь, Ты есть, и это всё есть. Небо, звери, Я не знаю, как про это сказать…».

Чуть ли не важнейший переворот в сознании героя происходит в рассказе, давшем название сборнику «Внутри что-то есть»

Тонкие, нематериальные открытия мира и себя самого – ключевые темы обоих сборников. В «Правильном ответе» Ларисы Романовской таким открытием становится превращение дружбы в любовь. Рассказ «Ветер и высота» Марии Ботевой посвящён классической ситуации, когда родитель навязывает ребёнку совершенно чуждые ему увлечения, искренне при этом веря, что делает доброе дело. Здесь герой осознаёт, что взрослые не всегда «знают лучше», и даже близкие люди чувствуют и воспринимают мир по-разному. Открытие чувства вины описывается в «Туманности Архипкина» Дарьи Вильке из сборника «Поворот», там же в рассказе Эдуарда Веркина «Высота» – первый опыт подлинной ответственности и непростых взаимоотношений в маленьком коллективе юных кинематографистов.

Названия книг перекликаются по смыслу: практически в каждой истории автору удаётся застать персонажа в тот момент, когда в душе у него что-то меняется – поворачивается, и приложить максимум усилий, чтобы и внутри у читателя «повернулось» тоже. И это прекрасно, ведь одна их ключевых задач художественной литературы – дать возможность читателю соотнести себя с героем, посочувствовать ему. Субъективный фаворит в этом плане – Нина Дашевская, в конце концов, не зря именно её рассказы вошли в оба сборника. Будь то «Каштан в кармане», где возникает самая первая в жизни, почти не осознанная, но оттого особо светлая влюблённость, или история о том, как расширяются границы мира, а полусумасшедший бродяга оказывается умным спасителем, переживания героев неявно, путём тонких намёков и деталей передаются читателю. «Я придумал сто разных вопросов. Но так ничего и не спросил. Прошёл мимо, и все. Как дурак», – рассуждает маленький рассказчик «Каштана в кармане». Задеть за живое получается лучше, когда текст не бьёт читателя в лоб, а такое, хоть и редко, но встречается. В рассказе «Хокку» отношения героя с незнакомой сестрой увлекают и требуют продолжения, а изначальная, для детской литературы максимально сложная ситуация, где у героя умирает мама, выглядит всё же запрещённым приёмом.

Истории написаны разным, но точным и богатым языком, особенно это касается речи повествователя. Чего стоят только стилизации и меткие описания грозы у Станислава Востокова: «Минут через десять прямоугольник окна начал светлеть, и сквозь изломанную, похожую на детские каракули яблоню мы увидели, что поперёк огорода лежит фонарный столб». Но в случае с диалогами персонажей иногда возникает чувство неестественности. «Я напишу об этой собаке в социальных сетях!», – говорит, к примеру, герой рассказа «Трёхлапый Ваня». Словосочетание «социальные сети» уже стало официальным и в разговорной речи уступило место сокращённым «соцсетям». Ребёнок, у которого они есть, мог бы это произнести, если бы иронизировал или отвечал у доски в школе, но в случае со спасением собаки это бросается в глаза как что-то чужеродное.

«Поворот» посвящён внешним происшествиям, иногда неприятным и серьёзным.

В подобных мелочах проявляется важная проблема не только этих сборников, но, пожалуй, и всей нынешней российской детской прозы в целом. Сложно передать современность, особенно современность глазами школьника, который воспринимает её по-своему. Когда авторы «Внутри что-то есть» и «Поворота» пишут о том, что вне времени – о любви, ответственности, характерах, отношениях с родителями – всё получается убедительно. Как только пытаются акцентировать внимание на сегодняшних реалиях, кажется, что в текст чуть ли не хирургическим методом вставляют упоминания смартфонов или соцсетей. Но время органично вырисовывается как раз через оттенки мыслей и чувств, а не через внешние атрибуты. И в некоторых рассказах его показать удаётся. Яркий пример – «На том берегу» Николая Назаркина. Местами почти переходящий в поток сознания монолог школьника с болезнью суставов полон парадоксально жизнелюбивого остроумия, едкой, но здоровой иронии над собой и другими. В этой интонации, похоже, схвачен сегодняшний подросток, а в странных рейтинговых системах, фэнтези-фанфиках и популярной психологии – атмосфера современности. Не говоря уже о мощной теме неожиданной силы якобы слабого.

Темы в «Повороте» и «Внутри что-то есть» в целом поднимаются неизменно актуальные, что вместе с другими достоинствами делает оба сборника отличным чтением для ребят, которым за лето уже надоело разбирать классику и хочется чего-то «пореальнее», а местами даже «про жизнь, про себя».

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ: