Настоящий писатель чутко улавливает тенденции эпохи и талантливо отражает их в своих произведениях. Вот и Ксения Драгунская четко и достоверно зафиксировала приметы первых десятилетий ХХI века. И сделала это остро, живо, смешно. Но, вдоволь посмеявшись, читая рассказы Драгунской, вдруг ощутишь печаль от несовершенства жизни и задумаешься о вечных вопросах бытия. Это более глубокий, экзистенциальный, слой произведений Драгунской. А на поверхности – забавные поступки их героев, мальчишек и девчонок.

Ксения Драгунская. Скорость весны
Ксения Драгунская. Скорость весны

В рассказе «Наши корни», открывающем сборник, ребята, чтобы выпросить у директора разрешения праздновать Хэллоуин, устраивают целое шоу. «Первым выступил Яха и прочел с выражением стихи Пушкина про осень, что скоро, в общем, зима. Серафим прочел три молитвы… Гия рванул отрывок из «Витязя в тигровой шкуре» на грузинском языке… После Гии Саша Молева рассказала много народных примет и рецептов от простуды… Предпоследней была Ильнарка. Она вздохнула поглубже и затянула что-то протяжное на непонятном языке… Митя заговорил об особенных традициях резьбы сицкарей…» Подытожил выступления Гия: «Вы видите, что мы знаем и любим всё наше, родное, уважаем традиции и совершенно не отрываемся от национальных корней?» А дальше хитроумные детишки требуют от растроганного директора разрешить им праздновать Хеллоун, который директор терпеть не может и (совершенно справедливо) называет «заокеанскими глупостями». Веселый и безобидный вроде рассказ на самом деле – о двойной морали, которую перенимают дети от взрослых, об искусстве манипулирования, которое демонстрируют школьники (класс четвертый-пятый, не старше), о ловкачестве под маской простодушия.

Еще одна примета, вернее проблема, десятых-двадцатых годов ХХI века – обучение «полиэтнического контингента» в российских школах. Это когда в классах много детей мигрантов, как в рассказе «Драгоценная банда». В четвертом «А» собрались поистине «дети разных народов» бывшего СССР. Драгунская представляет их в форме эдакой сказки про Репку, когда внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, ну и так далее. Ильнару Шагеахметову, у которой разболелся живот, провожает до дома лучшая подруга Гаяне Степанян, их вызывается охранять Сандро Окрамчадлишвили, за которым увязывается влюбленная в него Леся Пидбабийчук, за ней Вова Кокошкин («он еще не успел списать у нее домашку по математике»), следом Зафар Нурмухамедалиев («отличный член коллектива, дружный такой, увидел, что все уходят, и со всеми пошел даже спрашивать не стал, куда и почему»). За ними Наташа Ким, близнецы Гриха и Яха Шперовичи… Фамилии у всех – выразительные, броские, сразу идентифицирующие своего носителя как представителя конкретной национальности. Здесь татары, армяне, грузины, украинцы, русские, таджики, корейцы, евреи, и даже есть один чукча – Иванов Петр. В этом классе межэтнических проблем просто нет, здесь действительно один за всех и все за одного. «Какие ссоры, если мы все распределили, –говорит мальчишка-рассказчик, а читатель легко увидит за этими словами добродушно-лукавую улыбку автора, – кто инглиш делает, кто матику, кто русиш, кто ОБЖ, кто что, и всем остальным скатывать даёт… То есть в смысле помогает. Иначе просто не выживешь с такими нагрузками». И снова за веселым сюжетом – серьезная проблема: перегруз школьников, начетничество и гонка за результатом, а не за знаниями. И, конечно, Ксения Драгунская вполне в духе постмодернизма слегка пародирует официальные лозунги. «Вот они, корни единства и светлого будущего нашей страны! – сказал депутат… – Вы – драгоценные цветы в огромном, прекрасном саду России…» И тут же сбивает пафос устами классной руководительницы многонационального 4 «А»: «А по-моему, это хорошо организованная интернациональная банда прогульщиков и лентяев». При всей ироничности и даже некоторой провокационности текстов Драгунской акценты в них расставлены в соответствии с традиционными представлениями о морали и нравственности. Только читателю предлагается немного подумать и самому, чтобы верно оценить поведение героев. Кстати, в рассказе «Драгоценная банда» в шутливой форме, но очень точно показан «диалог культур». Таджик Зафар «сперва слабовато понимал по-русски, но теперь говорит гораздо лучше, знает и «не тупи», и «что я, лох?», и «ну, жесть!», и «схомячил». А взявшая над ним шефство Наташа Ким «уже довольно здорово научилась от Зафара всяким там «не тупи» и «жесть» по-таджикски».

Проблема психологического воздействия рекламы на человека остроумно обыгрывается в рассказе «Суперпредложение». Строгая бабушка разрешает наконец внучке проколоть уши. Но в салоне ее ловко обрабатывает девушка-мастер, которая оказывается отличной пиарщицей и очаровывает бабушку, падкую на всякие распродажи, привлекательной промо акцией: «Если прокалывание ушей идет в пакете с пирсингом, то весь комплект услуг вы получаете со скидкой шестьдесят процентов от обычной цены». И благоразумная бабушка, которая незаметно для себя давно стала «рекламозависимой» (есть теперь и такой термин в психологии), интересуется: «Почем у вас кольцо в пупке?» Положение спасает дедушка, который вовремя вытаскивает из психологического транса супругу, а заодно и внучку. Ксения Драгунская дает собственное определение «болезни» – скидкомания, заметив, что она еще не изучена современной наукой. И, как и положено истинному писателю, который способен предвидеть грядущие события, предугадывает тот факт, что рекламозависимость вполне официально входит в число аддикций, наряду с шопоголизмом, интернет-зависимостью и другими неконтролируемыми и разрушающими личность привязанностями.

Трогательный рассказ «Срочно требуется Пушкин!» о том, как третьеклассники выполняли креативное задание практикантов из педуниверситета – писали сочинение о том, как Пушкин проводил бы время, окажись он в нашем времени.

Кого только нет на страницах этой книги! Продвинутые бабушки и прабабушки, которые не ругают внуков за сленг и играют «в старинные компьютерные игры» типа DOOMа. Говорящие собаки, которые ищут «своего человека» и находят в лице мальчишки-рассказчика и его родителей. Влюбленный в учительницу по французскому учитель ОБЖ, который учил третьеклассницу лазить через забор, но при виде своей пассии так и забыл девочку на заборе…

Есть тут и фантастика («Мама и рыжий король»). И лирико-драматическая история о непростой судьбе одинокого интеллигента, живущего в глухой деревне, но читатель видит – глазами мальчишки, приехавшего погостить к дяде, – только верхушку айсберга («Куркума»). И иронически-сатирическая семейная сага («Родословная»). И, конечно, трогательные рассказы о собаках – Ксения Драгунская признавалась в интервью, что обожает собак («Меховые звезды», «Крайний случай»). И остросоциальная, философская, с трагической и светлой нотой проза, когда всего лишь на пяти страницах, пружинисто, лаконично и сильно разворачивается жизненная драма сразу нескольких людей, и только подростки находят в себе решимость выйти из порочного круга мелочных, постылых забот и изменить свою судьбу («Милые люди», «Хокку», «Долго объяснять»). А рассказ «Скорость весны», давший название всему сборнику, можно назвать программным для Драгунской. Загадочному незнакомцу, помогающему девчонке, потерявшей проездной, и молодому бомжу-туберкулёзнику, автор делегирует свои представления о гуманизме, цели человеческой жизни, представления о родине и людях: «Родина – это язык, земля, друзья, книжки, а никакие не дядьки на машинах с мигалками. Дядьки пришли и ушли, а земля осталась. И язык, и хорошие книжки… Лучше, чем делать для других и помогать другим, нет на свете ничего. Понятно становится, что жизнь прекрасна и что хороших людей на свете гораздо больше, чем плохих…»

Завершает сборник «Рыжая пьеса», как бы подытоживая размышления автора о необходимости доверять людям, о преображающей силе любви, о ценности дружбы.

Проза Ксении Драгунской многоадресна и будет интересна и подросткам, и взрослым. И тех и других о многом заставит задуматься, стать внимательнее и добрее к людям, к животным, к миру.

Драгунская К.В. Скорость весны : рассказы и пьеса / Ксения Драгунская ; художник М. Пещанская – М. : Дет. лит., 2023. – 189 с. : ил. – (Сами разберёмся!).

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ