Энциклопедия по истории литературы и путеводитель по знаковым археологическим открытиям, магический мир в московской высотке и путешествие в резервацию Пайн-Ридж — среди книг этой весны немало познавательного, много классического и ещё больше фантастического. Рассказываем о них в нашем новом обзоре.

Юлия Весова. Чудовищная книжка
Юлия Весова. Чудовищная книжка

Юлия Весова. Чудовищная книжка. Редкий ребёнок не интересуется чудовищами. Порой воображение способно найти их в тёмной комнате, посреди заснеженного двора и даже в луже. Но стоит ли бояться чудовищ? Может, они на самом деле не очень страшные? Юлия Весова описывает забавные ситуации, когда обычные явления принимаются за мистические. Например, в урчании живота слышится тревожный рык или в морском приливе видится таинственное существо. Остроумные и лаконичные истории показывают безобидную подоплёку распространённых детских страхов или демонстрируют ситуации, когда ребёнок сталкивается с чем-то незнакомым и оттого удивительным. Книга не исчерпывается мыслью: «Не надо бояться». Перед нами прежде всего зарисовки живого одушевлённого мира, каким он бывает только в детстве.

Торвальд Торстейнссон. Блидфинн. Четыре путешествия в неизвестность
Торвальд Торстейнссон. Блидфинн. Четыре путешествия в неизвестность

Торвальд Торстейнссон. Блидфинн. Четыре путешествия в неизвестность. Сказки исландского писателя и художника о дружелюбном домоседе по имени Блидфинн («блид» в переводе с исландского значит «нежный») известны в северной Европе давно, но на русском языке публикуются впервые. Четыре путешествия Блидфинна — классический образец детского фэнтези, атмосфера и сюжет которого близки «Хоббиту» и циклу о муми-троллях. Перед нами жизнь магического существа с крылышками в зачарованном лесу, где есть и эльфы, и древостражи, чем-то напоминающие хуорнов Толкина. Сам Блидфинн, как и хоббиты, поначалу вовсе не чувствует тяги к приключениям. Но главное в этих повестях не столько таинственные происшествия и запутанные истории, сколько отношения Блидфинна с другими персонажами, парадоксальные рассуждения и описание психологических этапов взросления главного героя.

Эдуард Веркин. Чяп
Эдуард Веркин. Чяп

Эдуард Веркин. Чяп. В «Волчке» выходит переиздание одного из самых загадочных и наименее заметных романов Эдуарда Веркина. Чяп — прозвище Грошева, талантливого юного нумизмата и нового друга главного героя Сивцова. Сивцов знакомится с Грошевым в маленьком городке Гривске, куда его отправили на каникулы к бабушке. Сюжет книги выдержан в духе цикла писателя «Провинциальная трилогия» и на первый взгляд напоминает «Осеннее солнце»: намёки на мистику, атмосфера безвременья, странные друзья и философские разговоры подростков о ценностях и жизненных целях. Однако неспешное реалистическое повествование в какой-то момент оборачивается религиозной притчей. Один из персонажей погибает и воскресает, а удача становится вполне осязаемым ресурсом. «Чяп» можно считать ярким примером современного интеллектуального романа о подростках и для подростков, хотя рамки аудитории этого уже почти классического текста, конечно, гораздо шире.

Екатерина Степаненко. Археологические открытия. Города, гробницы, сокровища
Екатерина Степаненко. Археологические открытия. Города, гробницы, сокровища

Екатерина Степаненко. Археологические открытия. Города, гробницы, сокровища. Кто такие неандертальцы и как о них узнали современные люди? Что за памятники оставили нам ольмеки и в чём ошибся Генрих Шлиман, когда раскапывал Трою? Иллюстрированное введение в историю археологии идеально подходит тем, кто хочет изучать древний мир и разгадывать тайны прошлого. В книге есть главы и о непознанном галло-римском предмете, и о естественных мумиях, сохранившихся благодаря льдам или торфяным болотам. «Археологические открытия» также рассказывают немного об эволюции человека и общей антропологии, касаются редких древних цивилизаций и объясняют, что такое «неолитическая революция». Удачно дополняют мини-энциклопедию чёрно-белые скетчи Даны Марасиновой, иногда ироничные, а иногда загадочно-пугающие.

Мари Шартр. Пусть будет гроза
Мари Шартр. Пусть будет гроза

Мари Шартр. Пусть будет гроза. «Я чувствовал, будто стою, прямой как восклицательный знак — знак, который расправляется и летит, подставляясь ветру, знак, безрассудно взмывающий всё выше и выше, ничего не боясь», — так звучит один из последних абзацев этого романа французской писательницы. Повествование в нём ведётся от первого лица в духе Сэлинджера и классиков подростковой литературы. Шестнадцатилетний Мозес хромает и ходит с костылём после автокатастрофы. В школе он ни с кем не общается, пока не встречает Ратсо, индейца, физически более чем здорового, но тоже едва ли не изгоя. Вместе с Ратсо Мозес отправится в путешествие, увидит жизнь резервации и начнёт по-новому относиться ко многим вещам, которые раньше казались ему бессмысленными, раздражающими или просто недоступными. Путь главного героя Мозеса — это поиск настоящей свободы, принятие себя и неприятие несправедливости.

Елена Кузнецова. От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы
Елена Кузнецова. От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы

Елена Кузнецова. От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы. Не так уж много по-настоящему интересных познавательных книг для детей и подростков посвящёны литературе. И книга обозревателя Елены Кузнецовой — тот самый редкий случай. Её путеводитель по истории художественных текстов предлагает системную картину, которая далеко не всегда складывается после уроков в школе. Что такое литература и каковы её истоки? Как и что писали в древнем Китае и в античной Греции? Повествование ведёт читателя от иероглифов и наскальных рисунков к современной поэзии и прозе. Речь заходит и о постмодернизме, и о феномене Стивена Кинга, и о творчестве Хулио Кортасара. При всей краткости «Наглядная навигация» близка к полноценной энциклопедии. Ведь в ней не просто излагаются отдельные факты, но показывается, как развивалось мировое искусство слова и какую роль оно играет в жизни общества.

Елена Рыкова. Высотка
Елена Рыкова. Высотка

Елена Рыкова. Высотка. Эту повесть, в которой пространство московского небоскрёба распадается на два мира, можно отнести к магическому реализму. У девочки с простым и необычным прозвищем Тройка простая и необычная семья, где есть две старшие сестры и говорящая золотая рыбка. Живёт Тройка на тридцатом этаже в простом и необычном доме, где между лестничными пролётами возникает таинственная зона отчуждения и прячется чудище Неспун. Словом, родная высотка для Тройки, которая обожает фантастику, выглядит местом мистических приключений. В книге Елены Рыковой удачно сочетаются постсоветская «романтика панелек» и современная поп-культура, детский взгляд и недетская эрудиция, способная придать вроде бы насквозь игровому тексту неожиданную лиричную глубину.

Ольга Кромер. Товарищи инструменты
Ольга Кромер. Товарищи инструменты

Ольга Кромер. Товарищи инструменты. Самолюбивый Молоток внимательно следит за внешним видом и боится поцарапать блестящую голову, Пила гуляет по улицам и однажды промокает до ржавчины на зубах, а братья Клещи всё делали вместе, пока внезапно не разделились. Три сказки Ольги Кромер хоть и не связаны напрямую сюжетно, но разные герои явно относятся к одному миру. Инструменты здесь — метафоры человеческих типажей, будь то зазнайка, тревожный одиночка или неразлучные близнецы. В сюжете воплощены классические, почти басенные аллегории. В сказках идёт речь о взаимопомощи, трудолюбии и умении прощать ошибки близким. Однако написаны они сжато, лаконично, с уверенной интонацией. Во многом уникальность стиля возникает за счёт авангардных иллюстраций Арины Лифановой, отсылающих, как и сами сказки, к традиции советской детской книги.

Итало Кальвино. Марковальдо, или Времена года в городе
Итало Кальвино. Марковальдо, или Времена года в городе

Итало Кальвино. Марковальдо, или Времена года в городе. Впервые переведённая на русский язык книга классика итальянской литературы XX века. «Марковальдо» — сборник печально-анекдотичных историй о простом городском рабочем, который стремится быть ближе к природе. Главный герой при всей своей незадачливости замечает в городе то, чего не видят другие: стаю вальдшнепов, кучку проросших сквозь асфальт грибов или даже целое царство котов. У Марковальдо есть поэтическое чутьё, которое он не знает, как применить. И часто, желая прагматично использовать незримую для большинства красоту, попадает в нелепые ситуации. Пожалуй, в этом несоответствии и кроется пронзительный трагикомизм книги, которая адресована скорее широкой аудитории, но отлично подходит и для совместного чтения с ребёнком или подростком.

Григорий Кружков. Пёс Барклай, Потрясатель копья
Григорий Кружков. Пёс Барклай, Потрясатель копья

Григорий Кружков. Пёс Барклай, Потрясатель копья. Ещё одно переиздание, на которое стоит обратить внимание: сказка мастера перевода и писателя Григория Кружкова, обладателя почётного диплома Международного совета по детской книге. «Пёс Барклай» Кружкова написан по переработанным мотивам повести Уильяма Стейга. Главный герой, своего рода собачий Дон Кихот, сознательно выбирает дорогу, полную опасностей. Барклай находит сокровища, знакомится с умудрённой годами черепахой и осликом-компаньоном, сражается с Адской шайкой, но главное — приходит к выводу, что в приключениях важен не столько результат, сколько сам процесс. И пусть не удалось сохранить сундук с золотом, всё не так плохо, если есть время и силы весело погоняться за бабочками на поляне.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ