Анна Павлова – легендарная балерина, символ русского балета, прославившая его на весь мир. Человек невероятной работоспособности, глубокого ума и бескорыстной души, она обладала не только уникальным талантом, но и подлинным демократизмом. Она выступала не только на лучших театральных сценах мира, но и в цирковых балаганах, в провинциальных театрах перед простыми людьми. «Награда танцовщицы в том, – писала Анна Павлова, – что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы».

Идея французской писательницы Сандрин Бо «упаковать» биографию великой балерины в форму дневника тинейджера ХХI века, с одной стороны, вызывает одобрительный интерес, с другой – настораживает. Как-то легкомысленно и неисторично выглядит начало этих «дневниковых записей»: «Дорогой дневник! Спешу поделиться радостью…» Как будто пишет представительница поколения Тиктока, а не барышня конца ХIХ века, когда эпистолярный и дневниковый стиль был совсем иной. Как-то заземляется сразу образ легенды мирового балета. Впрочем, создатели серии книг, видимо, и ставили такую цель: рассказать о первых шагах Анны Павловой в балете доступным и близким современному подростку языком. Авось заинтересуются тинейджеры биографией великой танцовщицы и историей балета. «Дневник» перекликается с произведениями Лидии Чарской, которые были невероятно популярны в России начала ХХ века, а судьбы и образ жизни их героинь напоминают судьбу юной Анны Павловой. Так же, как «институтки» Чарской, девочка живет в пансионе при Императорской балетной школе и проходит через все испытания, которые готовит школьная жизнь любому ученику, независимо от эпохи. Есть друзья, которые поддерживают, утешают, вдохновляют. Есть враги – в повести это «вредины», завистливые и злые девчонки, которые изводят Анну насмешками, устраивают классический буллинг. Есть мудрый директор школы – Мариус Петипа. Есть целая галерея учителей – придирчивых, резких и добрых, понимающих. В книгах описаны переживания Анны по поводу занятий в балетной школе, выступлений, сложных взаимоотношений с учителями и соучениками. «Дневниковые записи» основаны на реальных документах, хотя в них есть и художественный домысел. Но суть характера и судьбы Анны Павловой переданы довольно точно. Упорная, целеустремленная, терпеливо сносящая насмешки и несправедливости Анна уверенно идет к своей цели – стать настоящей балериной.

Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Поступление в балетную школу
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Поступление в балетную школу
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Трудное искусство балета
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Трудное искусство балета
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Первый триумф
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Первый триумф
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Новые пуанты
Сандрин Бо. Анна Павлова. Личный дневник. Новые пуанты

«Бог даёт талант, работа превращает талант в гениальность», – говорила великая балерина. Афоризм, достойный того, чтобы крепко запомнить его и следовать ему всю жизнь.

Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Поступление в балетную школу / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)

Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Трудное искусство балета / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)

Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Первый триумф / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)

Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Новые пуанты / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ