Анна Павлова – легендарная балерина, символ русского балета, прославившая его на весь мир. Человек невероятной работоспособности, глубокого ума и бескорыстной души, она обладала не только уникальным талантом, но и подлинным демократизмом. Она выступала не только на лучших театральных сценах мира, но и в цирковых балаганах, в провинциальных театрах перед простыми людьми. «Награда танцовщицы в том, – писала Анна Павлова, – что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы».
Идея французской писательницы Сандрин Бо «упаковать» биографию великой балерины в форму дневника тинейджера ХХI века, с одной стороны, вызывает одобрительный интерес, с другой – настораживает. Как-то легкомысленно и неисторично выглядит начало этих «дневниковых записей»: «Дорогой дневник! Спешу поделиться радостью…» Как будто пишет представительница поколения Тиктока, а не барышня конца ХIХ века, когда эпистолярный и дневниковый стиль был совсем иной. Как-то заземляется сразу образ легенды мирового балета. Впрочем, создатели серии книг, видимо, и ставили такую цель: рассказать о первых шагах Анны Павловой в балете доступным и близким современному подростку языком. Авось заинтересуются тинейджеры биографией великой танцовщицы и историей балета. «Дневник» перекликается с произведениями Лидии Чарской, которые были невероятно популярны в России начала ХХ века, а судьбы и образ жизни их героинь напоминают судьбу юной Анны Павловой. Так же, как «институтки» Чарской, девочка живет в пансионе при Императорской балетной школе и проходит через все испытания, которые готовит школьная жизнь любому ученику, независимо от эпохи. Есть друзья, которые поддерживают, утешают, вдохновляют. Есть враги – в повести это «вредины», завистливые и злые девчонки, которые изводят Анну насмешками, устраивают классический буллинг. Есть мудрый директор школы – Мариус Петипа. Есть целая галерея учителей – придирчивых, резких и добрых, понимающих. В книгах описаны переживания Анны по поводу занятий в балетной школе, выступлений, сложных взаимоотношений с учителями и соучениками. «Дневниковые записи» основаны на реальных документах, хотя в них есть и художественный домысел. Но суть характера и судьбы Анны Павловой переданы довольно точно. Упорная, целеустремленная, терпеливо сносящая насмешки и несправедливости Анна уверенно идет к своей цели – стать настоящей балериной.




«Бог даёт талант, работа превращает талант в гениальность», – говорила великая балерина. Афоризм, достойный того, чтобы крепко запомнить его и следовать ему всю жизнь.
Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Поступление в балетную школу / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)
Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Трудное искусство балета / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)
Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Первый триумф / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)
Бо, С. Анна Павлова. Личный дневник. Новые пуанты / Сандрин Бо ; перевод с французского Марии Беловой ; художник Кати Бор. – Москва : ООО «Издательство «Стрекоза»», 2022. – 87 с. : ил. – (Детская художественная литература)
Другие статьи по теме:
- Кирсти Эплбаум. Середнячок
- Такие прелестные девочки!
- Рэйко Хиросима. Магазин диковинных сладостей «Счастье за монетку»