Прежде всего праздник
Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№21, которая продлится в этот раз до 9 декабря, сильно выросла и переехала из Центрального дома художника в Гостиный двор. 29 стран-участниц, более 300 издательств, ещё больше встреч и презентаций и даже литературные стендапы от современных подростков вместе с секретами музыки и кино от известных критиков ждут каждого, кто осмелится преодолеть тающий под ногами снег. И дело здесь не только в книгах – дело, конечно, в особой атмосфере…
В детстве бывают любимые вещи, с которыми не хочется расставаться, даже если их пора менять на новые. Например, это может быть шкаф в детской. Сама мысль о том, что придётся выкинуть родной шкаф со скрипучими дверками и защёлкой на цепочке, вызывает острую тоску. Но вещей становится всё больше – старенький шкаф их уже не выдержит, и родители на пару с грузчиком приносят на его место новый. Чужой. Проходит пару дней, и приходится открыть новый шкаф в поисках пижамы или носков, увидеть его светлые полки и понять вдруг, что новый-то действительно… лучше. И, вообще, это всего лишь шкаф, а главное, что внутри.

Причём тут ярмарка non/fictio№? Вопрос скорее, причём тут детство, ведь похожим чувствам покорны все возрасты. Когда в прошлом году было принято решение, что non/fictio№ переезжает на новое место, многие переживали. Но уже в первый день работы ярмарки стало ясно – перемены к лучшему. Места больше, а количество участников и вовсе увеличилось на 10%. Не говоря уже о пространстве без этажей. Как отметила на церемонии открытия издатель и член экспертного совета ярмарки Ирина Прохорова, рано или поздно наступает момент, когда нужно выйти из зоны комфорта и что-то изменить – у non/fictio№ такой переход произошел, и это важный, символический этап чего-то нового.
«Мы в первую очередь хотим устроить праздник, а не продавать. Завтра мы сделаем книжную ёлку», – говорит издатель Вадим Мещеряков около своего стенда, где Андерсен соседствует с известным карикатуристом Херлуфом Бидструпом. Издалека это похоже на экспозицию картин. Оформить стенд как можно красочнее – традиционное негласное соревнование издательств детской литературы, которое случается именно на зимней ярмарке. «Самокат» соорудил большой зелёный поезд к выходу книги «Транссиб. Поезд отправляется», посмотреть и потрогать которую уже днём выстраивается очередь. На стенде «КомпасГида» гостей встречает целая галерея из современных российских авторов, и с каждым можно познакомиться поближе, назвав нужную фамилию продавцу. Отдельный небольшой зал в этом году впервые выделили для комиксов, что особенно радует, ведь комиксы – это как Marvel, так и, например, пронзительная история о блокадном Ленинграде «Сурвило», которую здесь также трудно не заметить, как и первоисточники громких блокбастеров.
Литература требует не только красоты, но и живого диалога. Поэтому беседы с писателями, мастер-классы, шоу и другие события не отстают – дополняют самые громкие новинки. Для детей и подростков есть своя, отдельная страна – «Территория познания». В этой стране может произойти практически всё. Лауреат премии Андерсена Игорь Олейников рассказывает об очередном совместном сборнике с Тооном Теллегеном – «Письмах только для своих», и намекает, что следующий сборник будет посвящён счастью. Ещё одно предновогоднее чудо, которое приносит с собой ярмарка, – люди из разных миров оказываются поразительно близко. Так, пока в авторском зале презентует свой новый роман «Земля» писатель Михаил Елизаров, буквально в нескольких метрах, на сцене амфитеатра «Территории познания» критик Антон Долин, написавший к ярмарке книгу «Как смотреть кино», отвечает на вопросы школьников. Те, в свою очередь, не стесняются острых тем – спрашивают о засилье социальной и политической проблематики в фильмах и получают правдивый ответ: кино всегда было очень политическим искусством. В отличие, например, от классической музыки, красоте которой посвящён путеводитель для всей семьи от музыканта и журналиста Ляли Кандауровой.

Активности первого дня завершаются литературным стендапом родом из Владивостока, который теперь переехал в столицу. «Кот Бродского», получивший своё название из мема про так любившего пошутить поэта-нобелианта, – отчасти шоу, отчасти конкурс, где подростки выходят на сцену и рассказывают о недавно прочитанной книге. Им задают вопросы блогеры, критики и просто зрители, иногда даже одноклассники. Главное правило – искренность, а главный принцип – не бояться выразить своё мнение. Если роман понравился, потому что он короткий – так и скажи, но аргументируй, что в этом хорошего. И ребята действительно не стесняются ни аргументировать, ни шутить, ни даже красиво уходить от вопросов жюри. А после остаётся впечатление, что литературный стендап, возможно, тот самый жанр, который наладит диалог между большим художественным текстом и современностью. Однако пока это только предположение, ведь всё только начинается, и только начинается книжное рождество под названием non/fictio№, когда весь самый яркий и качественный литературный урожай за год собирается под одной крышей.
Так, на выходных юных и не очень юных читателей на «Территории познания» ждут:
- Чемпионат по чтению вслух «Страница 20», где старшеклассники посоревнуются в декламации отрывков из романа-буриме «#12 Война и мир в отдельно взятой школе». 7 декабря, 14:00.
- Встреча и автограф-сессия с норвежской писательницей Марией Парр, которую называют современной Астрид Линдгрен. 7 декабря, 16:00.
- Мастер-класс о том, как стать звездой соцсетей по новой книге издательства Clever. 7 декабря, 19:00.
- Круглый стол «Только не я», посвящённый важной и больной теме травли. 8 декабря, 17:00.
- Ридинг-группа для подростков «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ» и дискуссия Лаборатории публичной истории – об острых углах нашего прошлого. 8 декабря, 13:30.