Мы привыкли смотреть на детей глазами родителей, педагогов, психологов, врачей и ученых. Мы изучаем их, как редкие растения, чтобы правильно с ними обращаться, чтобы они росли умными, здоровыми, счастливыми. Об этом написаны десятки книг, и, кажется, страна детства изучена вдоль и поперек. Однако в ней все время совершаются новые открытия и в свет выходят новые книги с новыми рекомендациями. К сожалению или к счастью, они всегда востребованы, потому что никому еще не удалось найти универсальное решение главной проблемы воспитания – почему дети не слушаются?

Кэтрин Рейнольдс Льюис «Хорошие новости о плохом поведении»
Кэтрин Рейнольдс Льюис «Хорошие новости о плохом поведении»

Именно об этом рассуждает Кэтрин Рейнольдс Льюис в своей книге «Хорошие новости о плохом поведении» (пер с англ. И.Ющенко. Карьера Пресс, 2019).

Как и большинство родителей, она не раз сталкивалась с непослушанием детей и с отсутствием дисциплины, которое в наше время, кажется, выходит за любые рамки. Но Кэтрин не опустила руки, а начала изучать разные методы воспитания, соотнося их с практикой и последними научными открытиями. В результате родилась книга, которая поможет многим родителям и педагогам или, по крайнем мере, утешит их в том, что они не одиноки.

Автор рассматривает самые разные варианты проявления детского непослушания, рассказывает истории разных семей, излагает полезные приемы, которые позволяют справиться с проблемами поведения. Она не навязывает свои рекомендации, а ведет доверительную беседу с такими же мамами и папами, простым и понятным языком. Цель книги – помочь наладить контакт между взрослыми и детьми к их взаимному благополучию и счастью.

Может ли оказаться, что советы Кэтрин Рейнольдс Льюис совершенно не подойдут вам и вашей семье? Вполне. Как мы уже говорили, в воспитании универсальных решений не бывает. Как же найти то, что нужно именно вам? Книг о детях выходит так много, что родители порой чувствуют себя сбитыми с толку и даже раздраженными. Почему бы не собрать все методы и теории вместе, чтобы каждый мог выбрать то, что ему больше всего подходит?

Адриана Имж «Воспитание – это не только контроль»
Адриана Имж «Воспитание – это не только контроль»

Именно такую задачу поставила перед собой психолог Адриана Имж в своей книге «Воспитание – это не только контроль» (Питер, 2019). Она постаралась систематизировать существующие стили воспитания, объяснить, почему мы их выбираем, как они работают и какие могут вызвать последствиях. Книга написана емко и лаконично, с многочисленными ссылками на научные исследования, с жизненными примерами и практическими советами. Она подходит тем родителям, которые хотят получить полную картину современной воспитательной системы. И все же, несмотря на суховатое изложение, речь здесь идет в первую очередь о любви, без которой нельзя растить маленького человека. Акцент делается на том, как выражать эту любовь не на словах, а на деле, чтобы принести пользу и не навредить.

Читатели узнают из нее, к какому типу родителей они относятся, как называется стиль воспитания, который они используют, в чем его особенности и как благодаря этим знаниям вырастить ответственного, спокойного и счастливого ребенка.

Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

Но сколько бы мы ни рассуждали о воспитании, какие бы теории ни изобретали, нам не найти подхода к своим детям, пока мы не научимся видеть мир их глазами. В этом смысле книга Марии Осориной. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Серия «Мастера психологии». Питер, 2018. 16+) уникальна — не случайно она выдержала уже шесть изданий.

Мария Осорина начинает с резонного утверждения о том, что детская модель мира изучена куда меньше, чем та же модель древних, давно вымерших народов или племен, живущих в дальних уголках земли. Детская субкультура, пишет автор, складывается из причудливого сочетания подражания взрослым и противостояния их миру. Что же при этом происходит? Как дети видят, чувствуют, воспринимают все, что их окружает? Как на них воздействует среда, начиная с младенческих колыбельных и сказок? Как формируются понятия себя, дома, родного края? Ребенок растет, становится самостоятельным и осваивает новые пространства и ландшафты. Что означают для него первые прогулки и поездки в общественном транспорте? Какую роль играют детские страхи, тайники и «секретики»? Почему во всех странах и культурах дети строят «штабы», укрытия, дома на деревьях? Мария Осорина шаг за шагом проводит нас дорогами детства, от колыбели до школы и заставляет увидеть мир глазами ребенка.

Свои рассуждения и выводы автор иллюстрирует примерами из классической литературы, а также многочисленными рассказами самих детей. Несмотря на научный характер книги, она написана простым и доступным языком и читается легко. С ней будет очень полезно познакомиться учителям, родителям, работникам детских учреждений и всем, интересующимся психологией детства, включая старшеклассников.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ