• 23 февраля 2019
  • Автор:
  • Фото:pixabay.com/обложка предоставлена издательством "Самокат"

Детство как вечное лето

Читатели ждали продолжения повести «Вафельное сердце» Марии Парр целых десять лет. А в книге «Вратарь и море» для юных героев бухты Щепки-Матильды, Трилле и Лены, прошло всего три года.

Но между девятью и двенадцатью годами целая пропасть. Трилле кажется, что вытянулись и повзрослели все, кроме него, даже озорная подруга Лена Лид. Вдвоем они по-прежнему (всегда по инициативе Лены) попадают в истории – падают с мола, строят плот, чтобы доплыть на нём до города, ходят рыбачить с дедушкой Трилле Ларсом…Но отчего-то всё это уже не кажется Трилле таким весёлым, как раньше. Особенно, когда по соседству появляется Биргитта – настоящая иностранка из Голландии, семья которой не ест мяса и путешествует по миру. В «Вафельном сердце» Трилле и Лена всегда шли бок о бок, были почти единым целым. Во «Вратаре и море» Трилле, от лица которого ведётся повествование, выходит на первый план.

Сколько книжек написано про взросление, но читаешь хорошую, и каждый раз, как в первый. Повесть «Вратарь и море», как и «Вафельное сердце», написана без заигрывания с читателем. Здесь находится место и переживаниям первой влюблённости, и прохладе отдаления от друзей, и страху за благополучие близких, и мыслям о будущей взрослой жизни.

А вот чего в повести нет, так это «переживательного» пафоса. Трилле просто пересказывает всё, что с ним происходит. Иногда в это повествование вплетается интонация лёгкой грусти – перемены в других необратимы, но сам себя Трилле продолжает чувствовать маленьким. И поступки у него, на его взгляд, такие же глупые, маленькие. «Раньше я никогда не задумывался, как мы с Леной смотримся со стороны, как выглядят наши увлечения. А теперь эта мысль саднила как заусенец. По возрасту ли нам такое ребячество?»

Трилле действительно многого ещё не знает. Оказывается, не все грибы ядовиты и некоторые люди едят их вместо мяса (и это поразительная вкуснятина!), а цистит невозможно «подхватить». Он совершенно не разбирается, что происходит в головах этих странных взрослых, не говоря уж о ровесниках! Но вместе с тем он не всегда и не сразу замечает, что и сам вырос и способен принимать собственные, вполне зрелые решения. Происшествия на море становятся для него во всех смыслах водоразделом. В самом начале повести после неудачи с плотом он осознаёт, что ребячество ему не по возрасту, а в конце совершает геройский поступок на лодке деда. «До этого дня всё было понарошку. Что бы я ни натворил, рядом был взрослый и всё исправлял».

Мария Парр «Вратарь и море»
Мария Парр «Вратарь и море»

Повесть «Вафельное сердце» почти целиком состояла из весёлых и опасных похождений Трилле и Лены. Любое скучное занятие Лена Лид умеет превратить в игру. В книге «Вратарь и море» каждая такая игра становится чем-то большим, испытанием дружбы на прочность. Чудесная глава (оммаж «Эмилю из Лённеберги» Астрид Линдгрен), в которой ребята, выполняя школьное задание, снимают фильм с сестрёнкой Трилле в роли флага. И это одна из последних их совместных «глупостей». Общих дел у Трилле и Лены практически не остаётся, особенно после того, как между ненавистным футболом и ненавистным фортепьяно Трилле выбирает последнее, чтобы произвести впечатление на Биргитту, в то время как Лена во всех смыслах бьётся за своё место в футбольной команде.

Трилле по-прежнему хочется и прокатиться на самодельном плоту, и возиться в лодочном сарае с дедом, но в его жизнь приходит что-то новое, и на всё внимания может не хватить. Мир ширится, родная деревушка Щепки-Матильды уже не по размеру. Биргитта не просто первая влюблённость Трилле. Это первая его встреча с реальностью необъятности мира. «Я привык думать, что буду жить в Щепки-Матильды до самой смерти. Больше того, я уже присмотрел участок поближе к воде, где поставлю свой дом и буду ловить рыбу, как дед. А теперь вдруг мир как будто раздвинулся. Неужели я могу уехать и заняться чем угодно?»

В двенадцать лет сама возможность выбирать своё будущее потрясает, как доказательство шарообразности Земли, и Трилле растерян. И в этой душевной смуте не замечает, что другим вообще-то тоже нелегко, что все меняются, даже взрослые, что проблемы не только у него, но и у его лучшего друга.

Мария Парр ловит читателя на тот же крючок, что и в «Вафельном сердце». Кажется, из-за сумасшедших выдумок, броских заявлений и решительности, с которой Лена Лид берётся за любое дело, мы знаем о ней всё, но, как и Трилле, снова ошибаемся. Никто, кроме Лены Лид (и она сама не до конца), не догадывается о чувствах, которые она выражает, сдирая колени на футбольном поле, ломая руку на уроке английского языка и бегая в ураган колядовать. Но и Лена плохо понимает, что движет людьми, которые приходят ей на помощь.

В Щепки-Матильды сама природа сглаживает острые углы, как море обкатывает гранитные валуны: «Просто в одночасье началась весна. Жёлтые одуванчики заполнили канавы и были похожи на россыпь звёзд». Так же легко перо Марии Парр способно играючи прекратить любую ссору, которая сходит на нет, «если хорошенько посмеяться над ней вдвоём».

Парр Мария
Парр Мария

Кажется, что детство – это такое вечное лето. Но в нём есть и потери, и несправедливости, и ровесники, взрослеющие раньше тебя, и взрослые, которые, наоборот, становятся как-то меньше… Однако в повести «Вратарь и море» самые важные моменты прощания с детством описаны так, что хочется их вспомнить и даже повторить.

 

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ