В ожидании Нового Года и Рождества так много надежды и радости, уюта и любви, что хочется длить и длить это ощущение защищённости и счастья. Собрала несколько книг, которые можно припрятать под ёлкой, обнаружить под ёлкой и медленно читать, поглядывая на огоньки гирлянд, бегущие по ёлке.

Лита Ли. Красный Камень. Эта история – о шаманке Нану, её внучке Нэ́нни-Лу и белом медведе Бе́рнике. Она начинается «далеко-далеко на Севере, где царит вечная зима и дуют свирепые ветры, на берегу холодного Седого моря» с дружбы девочки и медвежонка – бескорыстной, полной радости и тепла, но не остаётся такой, а растёт вместе с героями, становится историей о поисках легендарного Красного камня, способного остановить вражду самых непримиримых врагов. Да по́лно, есть ли он?
Рудознатцы и камнерезы Самоцветной горы, знающие язык камней, суровая, но благородная Царица змей, Медвежонок Большой Медведицы, священные гагары, ведающие пути всех миров – у Бе́рнике и Нэ́нни-Лу есть помощники, но их ответы, кажется, только усложняют всё. Герои отчаиваются, надеются – и находят собственные тропы к себе, друг другу, Красному камню и Матери Моря.
Хотя в этой сказке полно чудес, главным волшебством оказывается любовь – друг к другу и к земле, на которой мы живём. Как в жизни, верно?

Ксения Горбунова. Луна-парк мадам Перепрыг. Кто такая мадам Перепрыг? Едва ли кто знает точно. Другое дело – её Луна-парк. Он может появиться где угодно и когда угодно, в нём происходят небывалые вещи (и – страшно сказать! – сбываются мечты), а попасть в него может только тот, кого Луна-парк позовёт.
Эта сказка – сама фантазия, она ловит и хранит не истории, а ощущения от них. Здесь есть место всему: волшебным знакам и чудесным совпадениям, счастливому детству и правильному взрослению, гномам и великанам, сахарной вате и лимонаду с секретом, полётам над макушками деревьев и падениям в лесное озеро. И, конечно, аттракционам: дружелюбный дракон, норовистые лебеди, летающий троллейбус и Колесо обозрения с сюрпризом – впрочем, здесь всё с сюрпризом. А главный сюрприз посетители луна-парка уносят в своём сердце. Если, конечно, не твердят «волшебства не бывает», а отключают унылого всезнайку внутри и с головой погружаются в облака. Слышите звонкое «дзынь-ля-ля»? Это Луна-парк мадам Перепрыг запускает свои карусели. Кажется, нам пора.

Юлия Даниленко. Русалочье сердце. В этой сказке всё неправильно!
Остров опрокинулся макушкой в море – и спокойно продолжает быть населённым. Девочка из снега и льда не желает таять или гордиться своей непохожестью на других, а желает стать обычной. Кошка оказывается русалкой, волшебное благословение действует не так, как планировалось; превращательный элексир отлично помогает как профилактическое средство от простуды, но никаких превращений от него не дождёшься; шаманка похожа одновременно на Бабу Ягу и фею-крёстную и пленяется розовыми тапочками.
Злодеи здесь – вовсе не злодеи, а превратно понятые или принявшие неверное решение. Единственное по-настоящему страшное существо не выглядит таковым и появилось не само по себе, а благодаря способности людей игнорировать печальный опыт, который можно было бы трансформировать во что-то живительное.
И, словно бы этих странностей мало, то тут, то там мелькают хвостики знакомых сказок: от очевидных Снегурочки и Русалочки, русских и скандинавских сказок – до Анастасии Строкиной («Кит плывёт на Север»), Жюля Верна и даже «Пиратов Карибского моря». Мне увиделись именно они, но я не настаиваю: корни у волшебных историй одни, а веточки каждый читатель (и автор) видит свои.
И среди этих неправильностей плывёшь на ките за мечтой – и понимаешь, что все поступки, выглядящие сомнительно и всё усложняющие, герои совершают, как это и с нами случается, из любви и страстного желания помочь ближнему. Вспоминаешь, что действительно единственная плата за любое решение – сколько-то лет твоей жизни, и эти решения ты можешь принимать только за себя (но неплохо бы подумать, как они скажутся на твоих близких). Перебираешь истории, из которых состоишь, – и людей, ставших частью тебя и твоего мира. Вспоминаешь, как быть собой настоящим.
Плывёшь в странной компании на ките по ледяному морю – и оттаиваешь. И в этом – ещё одна неправильность «Русалочьего сердца»: от студёной северной сказки внутри становится горячо.

Александра Хворост. Кто ограбил миссис Рэббит? Детский детектив, логика которого будет совершенно понятна лет с шести, а с иллюстрациями откажется расстаться и взрослый. В одном Королевском Лесу неизвестный злоумышленник под покровом темноты (это уж как водится) влез в фруктово-овощную лавку миссис Рэббит и вывез почти всё. Из обнаруженных на месте преступления улик – белые шерстинки, высота, на которой расположено окно, послужившее дверью, и след от колеса неизвестного транспортного средства. Под подозрением оказываются многие, но сыщик Том Пакс (горностай, местная знаменитость, красавчик и умница), следуя заветам своего кумира, Шерлока Холмса, ловко сокращает список. Преступника обнаруживают, но, к восторгу местных жителей, ситуация разрешается не наказанием, а примирением.
Почему книга в списке восстанавливающих душевное равновесие? Потому что она добрая, смешная, с изумительными иллюстрациями. В ней торжествует человечная справедливость. Она напоминает о пользе отдельных овощей и фруктов и о вреде предвзятости суждений. А ещё с ней можно поиграть (это кроме попыток обогнать в расследовании сыщика): по имени животного, ещё до упоминания звериной принадлежности героя, угадать, кто он.

Дэвид Алмонд. Мальчик, который забрался в Луну. Истории, которые рассказывает Дэвид Алмонд, можно пересказать, но не для того они написаны. Смотрите. Если, например, я скажу вам, что однажды мальчик Пол, живущий с мамой и папой в подвальной квартире в высоченном – аж двадцать девять этажей! – доме притворился больным и не пошёл в школу, вы скажете, что это дело известное, непохвальное и ничего значительного в этом событии нет. А если я продолжу и скажу, что Полу стало скучно, и он решил забраться на самый верх и потрогать небо, что вы скажете? Что фантазии фантазиями, а ребёнку одному по лестнице ходить и в лифте ехать ни к чему. Тут я соглашусь, пожалуй. Но Пол-то уже поднимается наверх! И знакомится по дороге с загадочными (нелепыми, фантастическими и удивительно похожими на наших) соседями. А самой подозрительной оказывается Мейбл, которая уверяет, что она Молли, требует поделиться с ней «престранными» идеями, которые наверняка роятся в голове Пола, и ведёт Пола и его родителей знакомиться со своим братом. О, скажете вы, наконец-то нормальность восстановлена, мальчик под присмотром мамы и папы, брат – дело хорошее, понятное. Так да не так. Попасть к брату Мейбл (или Молли?) без самой Мейбл (Молли?) смогла бы, пожалуй, только Алиса Кэрролла. У брата (его зовут Бенджи, кстати, а то неловко как-то без имени) бывают плохие и хорошие дни. В хорошие он ловит в голове прекрасные идеи, а в плохие сидит с бумажным пакетом на голове. Угадаете, в который из дней состоялось знакомство? Бенджи уговаривают показаться из пакета, и даже день, кажется, превращается в хороший. Но это как посмотреть: последовавшее за снятием пакета чаепитие в духе того же Кэрролла подсказывает, что хорошие и плохие дни очень похожи друг на друга. И идеи, приходящие в голову Бенджи, хороши (или не хороши, тут уж каждый решает сам) всегда. Дальше всё становится страньше и страньше, вплоть до открытия, что Луна – никакое не небесное тело, а дыра (я вам этого не говорила). Как следует из названия книги, мальчик Пол таки залез в Луну. А как это вышло (и что из этого получилось) лучше бы вам узнать самим. А то при пересказе сами видите, что получается.
– Хочешь потрогать небо?
– Хочу.
– И правильно! Мальчики для этого и рождаются.
И девочки тоже.
Другие статьи по теме:
- Елена Борода. Zoom. Карантинная история
- Пауль Маар. Господин Белло и волшебный эликсир
- Ника Свестен. На живую нитку