Сборник Владимира Благова достойно продолжает традиции отечественной юмористической прозы для детей. В нем, как и в рассказах Н. Носова, В. Драгунского, В Голявкина и других классиков ХХ века, в центре повествования, как правило, двое мальчишек. Один – рассказчик Женя Пирожков – рассудительный (хотя и не чуждый озорным проделкам), мечтательный, склонный к рефлексии. Второй, его закадычный приятель Витька Самаркин, непоседливый, бойкий и простодушный. Есть еще Катя Капустина. Она хоть и девчонка, но, по мнению Жени, настоящий друг. Все три персонажа – те самые положительные герои, в которых остро нуждается современная детская литература. Они неунывающие, любознательные, открытые, честные. Озорные, конечно, и вечно попадающие в разные истории. Фантастические и в то же время типичные для школьников, которые живут не виртуальной, а реальной жизнью – общаются вживую, вечно что-то придумывают, чтобы эта жизнь была насыщенной и интересной. То вызывают джинна из старинной лампы, которую Витька позаимствовал у тети, музейного работника. То тестируют умного робота, которого сконструировал дед Женьки, директор Института робототехники. И этот робот изрекает мысль, волнующую сегодня многих думающих людей: «Почему вы перестали читать нормальные книги? Почему вы не играете в настоящие шахматы? Почему уткнулись в экраны? Вы не боитесь, что однажды вас самих оцифруют?».

Ситуации, описанные в рассказах, комичны сами по себе, но в них вплетаются и анекдоты (придуманные автором). Например, такой: «В психлечебнице было 90 больных. Из них 22 возомнили себя Наполеонами, 40 – Штрилицами, остальные – врачами. Вопрос: сколько врачей в здравом рассудке сошли с ума за неделю?».
Это слегка напоминает веселый «Задачник» Григория Остера, но не повторяет его.
Затрагиваются в рассказах не только проблемы, касающиеся непосредственно школьников, но и вполне взрослые, остро социальные. Например, реформы образования («Задача для первого класса»), когда ребята, уставшие от дурацких задач в школьном учебнике, сначала предлагают «написать в Министерство образования, чтобы они хотя бы читали то, что печатают». А потом придумывают такую задачу для авторов учебника: «Составляя учебник математики для первого класса, профессор съел сто граммов белены и полфунта мухоморов. Вопрос: сколько учеников пострадало от такого учебника?». Родители и учителя наверняка оценят этот юмор!

Рассказы эти и поучительны, и познавательны. «Изгнание бесов», например, о реформе русского языка после революции 1917 года, когда «революционный министр просвещения Луначарский выдумал приставку «бес», и с тех пор «бесы» в русском языке повсюду. Каких только «бесов» не стало: и БЕСславный, и БЕСвкусный, и БЕСполезный…» Ребята решают бороться за историческую справедливость и вернуть в обиход приставку «без». В результате в контрольном диктанте у каждого куча ошибок. Но мудрая учительница Наталья Ивановна, узнав причину такой «безграмотности», произносит очень важные слова, которые, хочется верить, останутся в памяти юного читателя: «Русский язык нужно не только любить, но и защищать. Во многом благодаря русскому языку в России живут разумные, талантливые, смекалистые люди. Надеюсь, что кто-то из вас, став взрослым, сможет не только изгнать «бесов», но и вернуть нашему языку было могущество». Правда, диктант ребятам пришлось переписать – правила есть правила, и нарушать их нельзя. Три страницы текста – а сколько пищи для добрых чувств и мыслей! И уважение к родному языку, и вера в подрастающее поколение… Между прочим, я знаю приверженцев дореволюционной орфографии, носителей дворянской культуры, священников, которые в своих храмах сохраняют традицию написания слов по старым правилам, игнорируя приставку «бес» в объявлениях и постах на сайте храма. Так что описанное в рассказе не совсем фантастично…

Но не зря же подзаголовок книги гласит: «фанташкольные истории». Школа, в которой учатся Женя, Витька и их друзья, — на самом деле фантастическая. Учителя в ней большие оригиналы, по-настоящему любящие свою работу. Классная руководительница Наталья Ивановна – волшебница, создавшая свой сайт, на нем ребята находят способ избавиться от последствий найденного на другом сайте заклинания, от которого у Жени появился свиной пятачок, а у Вити – ветвистые рога (тонкий намек на то, что в Интернете водится много всякой дряни – рассказ «Исполнение желаний»).
Физик Александр Борисович сконструировал из старой «Волги» машину времени, на которой ребята отправляются в 17 век, чтобы поговорить с Ньютоном о законе всемирного тяготения («Закон Пирожкова»).

А директор школы способен без ошибки просклонять слово «дитя» (что вовсе не просто, попробуйте сами). Именно отличное знание им правил русского языка позволило разоблачить директора-двойника, пришельца с Альфы Центравра (рассказ «Наш великий, могучий, родной…»). Самозванец при склонении ошибся, был изобличен учительницей и учениками и «медленно растворился в воздухе». «Ребята, — сказала Наталья Ивановна. – Русский язык очень богат и сложен, и никакой галактический оборотень никогда не выучит его на пятёрку. А вы сможете. Дерзайте!».

Веселая путаница, атмосфера игры, легкой абсурдности ситуаций и в то же время лиричность – всё это «фирменный стиль» Владимира Благова. За легкостью стиля, трогательной теплотой – философская глубина.
Вот рассказ «Великое чудо». Что считать чудом? Новенький планшет? Мобильный телефон «крутого» бренда? Женя, Витька и Катя приезжают в деревню в гости к Витькиному деду Ивану Гавриловичу. И там городские дети, понимают, что настоящее чудо отнюдь не электронные железки, бесполезные в лесу, где не ловит сеть. Чудо – простой компас (дети видят его впервые), с помощью которого дед вывел заблудившихся ребят из чащи. Чудо – гнездо с птенцами, молодая поросль на старом пне, цветок, пробившийся сквозь асфальт. Друзья начинают видеть чудесное в окружающем мире, в природе, и Катя выражает общее мнение: «Сама наша жизнь – великое чудо!»

Хорошо, что современными писателями пишутся такие книги, открывающие детям простые, но важные истины.
Благов, В. Дай слово, что не будешь смеяться. Фанташкольные истории / Владимир Благов ; художник Софья Облачко. – М.: ООО «Издательство «Стрекоза», 2022. 111 с.
Другие статьи по теме:
- Чулки фламинго. Сказки Сельвы. Орасио Кирога.
- Илона Волынская, Кирилл Кащеев. Фабрика мертвецов
- Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек