Не лейте воду!

До старта очередной ЕГЭ-кампании остались буквально считанные месяцы. Уже в 20-х числах мая выпускники 2019 года начнут сдавать Единый государственный экзамен, результат которого станет для них пропуском в вуз мечты. Всем без исключения одиннадцатиклассникам предстоит пройти через ЕГЭ по русскому языку. А тем, кто видит свое будущее в гуманитарное сфере, – еще и через ЕГЭ по литературе. Чтобы получить на экзамене максимальный балл, нужно не только хорошо знать сам предмет, но и разбираться в нюансах так называемых КИМов (контрольно-измерительных материалов) и кодификаторов. Мы изучили основные документы разработчика ЕГЭ – Федерального института педагогических измерений – и готовы ответить на самые распространенные вопросы.

Начнем с ЕГЭ по русскому языку.

1.Когда будем сдавать ЕГЭ по русскому языку?

ЕГЭ по русскому языку назначен на 3 июня.

2. Какие знания и навыки проверяет ЕГЭ по русскому языку?

Как известно, подготовкой экзаменационных заданий занимается Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Так вот разработчики уверяют, что все задания составлены на основе обязательного минимума содержания образовательных программ. Поэтому к экзамену можно готовиться по школьным учебникам, рекомендованным и допущенным Минобрнауки России, консультируясь при необходимости со своим учителем.

Тем не менее, эксперты советуют повторить следующие разделы:

Фонетика (звуки и буквы, фонетический анализ слова).

Лексика и фразеология (лексическое значение слова; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологические обороты; группы слов по происхождению и употреблению).

Морфемика и словообразование (морфемы; морфемный анализ слова; основные способы словообразования; словообразовательный анализ слова).

Грамматика. Морфология (самостоятельные части речи; служебные части речи; морфологический анализ слова).

Грамматика. Синтаксис (словосочетание; предложение; главные и второстепенные члены предложения; двусоставные и односоставные предложения;  распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения; осложненное простое предложение; сложное предложение; сложные бессоюзные предложения; сложные предложения с разными видами связи между частями; способы подачи чужой речи; синтаксический анализ предложения).

Орфография (употребление гласных и согласных звуков в разных частях слова; правописание Н/НН; падежные и родовые окончания; личные окончания глаголов и суффиксы причастий; слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи; правописание отрицательных местоимений и наречий; правописание служебных и словарных слов).

Пунктуация (знаки препинания между различными частями предложения; знаки препинания в простых, осложненных, сложных предложениях, в том числе тире и двоеточие).

Речь (смысловая и композиционная целостность текста; средства и связи предложений в тексте; стили и функционально-смысловые типы речи; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи).

Языковые нормы (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы).

Выразительность русской речи.

3. Как выглядит экзаменационный вариант ЕГЭ по русскому языку и сколько времени отводится на выполнение всех заданий?

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В первой части 26 заданий, в которых потребуется самостоятельно сформулировать и написать правильный ответ или выбрать один или несколько правильных ответов из уже предложенных.

Во второй части всего лишь одно задание под номером 27 – написать сочинение на заданную тему.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа или точнее – 210 минут.

4. Сколько баллов можно заработать на ЕГЭ по русскому языку?

Максимально возможное количество баллов – 58 (34 балла за первую часть и 24 балла за вторую).

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 8, 16 и 26) экзаменуемый получает 1 балл.

Правильно выполненное задание 8 добавит в общую копилку 5 баллов. Задание 16 при условии правильного ответа принесет еще 2 балла. Еще 4 балла можно заработать за верный ответ в задании 26.

5.На что еще стоит обратить внимание?

pixabay.com
pixabay.com

Обратите внимание, что обновился формат заданий 2, 9, 10, 11 и 12.

Раньше в задании 2 предлагались варианты подстановки пропущенного слова, теперь же ученики должны выбрать их самостоятельно — при этом задание строго указывает вид языковой единицы, которую необходимо подобрать.

Теперь задание 2 выглядит так:

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз. (Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

Или вот так:

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста. (Лекарственные препараты оказывают воздействие на организм, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, их нужно принимать только по назначению врача: дело в том, что у разных людей реакция организма на одно и то же лекарство может быть неодинаковой. (2)<…> у некоторых людей бывает аллергия на отдельные вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя принимать одновременно друг с другом или с определёнными продуктами).

В заданиях 9-12 увеличили объем, расширили диапазон проверяемых знаний и убрали формальные подсказки, то есть там больше нет указания на количество правильных ответов.

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная  корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Ответ: ___________________________.

Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Ответ: ___________________________.

Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) больш..нство, алюмини..вый

2) клетч..тый, (начать) снов..

3) миндал..вый, овлад..вать

4) попроб..вать, нож..вка

5) француз..кий, матрос..кий

Ответ: ___________________________.

Задание  12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (травы) колыш..тся, противореч..щий

2) выгляд..шь, обид..вшийся

3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый

4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)

5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся

Ответ: ___________________________.

Стали более точными формулировка и критерии оценивания задания 27 (написание сочинения). Так в критериях больше нет жесткого требования приводить аргументы из литературного или жизненного опыта при обосновании собственной позиции. Это не значит, что можно обойтись совсем без аргументов, свое отношение к позиции автора все равно придется обосновать. Но количество и качество аргументов теперь не так важны, потому что «стоит» этот критерий теперь всего лишь 1 балл.

Зато акцент сместился на комментирование сформулированной проблемы – за это теперь можно получить целых 5 баллов. Чтобы их заработать, ученикам нужно прокомментировать сформулированную проблему, привести два примера-иллюстрации из предложенного текста, раскрыть их значение и выявить между ними смысловую связь. Это потребует более глубокого анализа текста, использовать заранее заготовленные аргументы из литературы уже не получится.

А теперь ЕГЭ по литературе.

pixabay.com
pixabay.com

1.Когда сдаем ЕГЭ по литературе?

ЕГЭ по литературе можно будет сдать 27 мая. Это один из первых экзаменов.

2. Что проверяет ЕГЭ по литературе?

По заверениям ФИПИ, содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить «знание содержательной стороны курса, а именно истории и теории литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету». Для удобства курс разделили на литературные эпохи: древнерусская литература, литература XVIII века, литература первой половины XIX века, литература второй половины XIX века, литература конца XIX – начала XX века, литература первой половины XX века и, наконец, литература второй половины XX – начала XXI века.

3. Какие задания предстоит выполнить во время экзамена?

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает 17 заданий.

В первой части представлены задания, содержащие вопросы к анализу литературных произведений. Здесь придется продемонстрировать свое умение определять основные элементы содержания и художественной структуры произведений, а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи со всем материалом курса.

В первой части два комплекса заданий. Первый относится к фрагменту эпического, лироэпического или драматического произведения: задания 1-7 потребуют краткого ответа, а в заданиях 8 и 9 нужно будет написать развернутый ответ из 5-10 предложений.

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий (10-14) с кратким ответом и два задания (15 и 16) с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений.

Вопросы могут быть такие:

  • К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  • Как называется мировоззренческая позиция полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?
  • Каким термином обозначается изображение внутреннего состояния персонажа, его душевных движений через внешнее описание («Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами»)?
  • Назовите модернистское течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.
  • Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение

Задания 8-9 и 15-16,  требующие развернутого ответа:

  • Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
  • В каких произведениях отечественной литературы отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
  • Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?
  • В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Россия»?

Вторая часть ЕГЭ по литературе – это написание полноформатного развернутого сочинения на литературную тему. На выбор будет предложено 4 темы. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и  различаются особенностями формулировок. Одна из них может иметь, например, литературоведческих характер. Другая предлагает выпускнику поразмышлять над тематикой и проблематикой произведений конкретного автора. А третья, например, потребует сочинения, напоминающего по форме читательский дневник. Еще один вариант – это тема, близкая к литературному обзору.

Примеры тем для сочинения:

  • Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  • Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
  • Тема родной природы в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее трёх произведений)
  • Страницы русской истории в новейшей отечественной прозе второй половины ХХ – начала XXI в. (На примере одного-двух произведений)

Экзамен длится 3 часа 55 минут, из которых первые два часа рекомендуют потратить на выполнение заданий первой части, а оставшиеся два часа – на написание сочинения.

4. Сколько баллов можно заработать на ЕГЭ по литературе?

При успешном выполнении всех заданий можно получить 58 баллов: 44 балла за первую часть и 14 баллов за вторую.

Выполнение заданий 8 и 15 оценивается по трём критериям:

  • соответствие ответа заданию,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • логичность и соблюдение речевых норм.

Максимально за выполнение каждого из этих заданий можно получить 6 баллов.

Задания 9 и 14 оцениваются по четырем критериям:

  • сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом,
  • сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • логичность и соблюдение речевых норм.

Четкое следование всем этим критериям принесет по 10 баллов за каждое задание.

Чтобы получить максимальные 14 баллов за задание 17 – сочинение, необходимо следовать пяти главным критериям:

  • соответствие сочинения теме и её раскрытие,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • опора на теоретико-литературные понятия,
  • композиционная цельность и логичность,
  • соблюдение речевых норм.

Также будет учитываться объем написанного сочинения. Минимальный рекомендуемый объем – 200 слов.

5. Что изменилось по сравнению с прошлым 2018 годом? 

pixabay.com
pixabay.com

Обратите внимание, что в заданиях 8 и 15 уточнили критерии оценки: теперь необходимо четко отвечать на поставленный в задании вопрос, расплывчатые рассуждения по теме не позволят получить максимальный балл.

И учтите, что теперь за две фактические ошибки поставят ноль баллов, а не 1 балл, как было раньше.

Задание 8:

Почему дан­ный эпи­зод в судь­бе князя Ан­дрея можно назвать поворотным? (приводится отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Или задание 15:

Как в пуш­кин­ском сти­хотво­ре­нии со­от­но­сят­ся два со­держа­тель­ных пла­ста — опи­са­ние ан­ча­ра и рас­сказ о ги­бе­ли раба? (стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»).

В заданиях 9 и 16 учли возможные варианты изъянов в ответе. Это значит, что даже если ученик правильно определит название и автора произведения, за формальное сравнение текстов он получит всего лишь 1 балл.

Чтобы получить максимальный балл за сочинение (задание 17), теперь важно не допустить ни одной логической ошибки. За одну-две ошибки поставят 2 балла вместо 3, за три-четыре — 1 балл.

Задание 9:

Какие герои рус­ской литературы, по­доб­но князю Андрею, из­ме­ня­ли свои взгля­ды на жизнь после перенесённых ду­шев­ных по­тря­се­ний и в чём этих ге­ро­ев можно со­по­ста­вить с Ан­дре­ем Болконским?

Задание 16:

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной ли­ри­ки мир при­ро­ды срав­ни­ва­ет­ся с миром че­ло­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний и в чем эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ским «Анчаром»?

 

Интернет-ресурсы, которые помогут подготовиться к ЕГЭ

pixabay.com
pixabay.com
  • Федеральный институт педагогических измерений. Здесь собрана вся информация по ЕГЭ (КИМы, демонстрационные варианты, консультации) буквально из первых уст, то есть от самих разработчиков. Как правильно заполнить бланки? Какие тексты необходимо прочитать к экзамену? Как будут оцениваться работы? Где получить консультацию? Ответы на эти и другие важные вопросы можно найти на этом ресурсе.
  • Официальный информационный портал ЕГЭ. Здесь собрана полезная информация для учеников, учителей и родителей. Справочник и ссылки на образовательные ресурсы, методические рекомендации и открытый банк экзаменационных вариантов, полезные советы от учителей и психологов и даже телефон «Горячей линии».
  • Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – это настоящее справочное бюро, где можно задать специалистам по русскому языку любой вопрос и получить точный ответ. Здесь также можно найти различные словари русского языка и потренировать свою грамоту, написав интерактивные диктанты.
  • Ресурс, который помогает самостоятельно подготовиться к ЕГЭ. Процесс подготовки построен в виде квеста, где за каждый пройденный уровень дают бонусы и награды. А главный приз — желаемый балл на ЕГЭ. Главное – четко следовать предложенному плану и честно выполнять все задания.
  • «Решу ЕГЭ» – образовательный портал для подготовки к экзаменам. Это самое настоящее методологическое пособие по подготовке к ЕГЭ, которым удобно пользоваться и детям, и родителям. Здесь собраны различные варианты заданий с правильными ответами и подробными разборами возможных ошибок.
  • Вся теория школьного курса литературы в таблицах и схемах.
    Создатели ресурса уверяют, что они помогут закрыть все пробелы в литературе и сдать ЕГЭ на 100 баллов. Все, что нужно от ученика, – это читать литературу, решать варианты ЕГЭ и писать сочинения. Для удобства вся теория школьного курса по литературе собрана здесь в таблицах и схемах.
  • «Интернет-урок» – это вся школьная программа онлайн. Здесь всегда можно найти видеоурок на любую тему и восполнить возникший пробел в знаниях. К каждому уроку прилагаются конспект и домашнее задание. Здесь же можно позаниматься с репетитором онлайн и целенаправленно подготовиться к нужному экзамену.

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ: