«Я эту книжку читала своим внукам!» — радостно всплеснет руками бабушка возраста 60+.

«Книжка моего детства!» — ностальгически улыбнется мама 35+.

Да, в общем, любому поколению нынешних читателей радостно видеть взглянуть на веселые иллюстрации Виктора Чижикова и слушать (или по слогам читать) чудесные нестареющие стихи и сказки Михаила Пляцковского.

Михаил Пляцковский. Я на облаке летал
Михаил Пляцковский. Я на облаке летал

Вот и у меня в самом раннем детстве, когда и читать-то еще толком не умела, одной из самых любимых была именно эта книжка.

Открывается книга шуточным портретом-шаржем Михаила Пляцковского в исполнении Виктора Чижикова. Стиль Чижикова узнаваем: добрый юмор и обязательно шутка-метафора. У Пляцковского вместо галстука-бабочки настоящая бабочка – намек на то, что он действительно Маэстро. К 55 годам, когда Михаила Пляцковского не стало, он успел сделать невероятно много, стал одним из ведущих советских поэтов-песенников. Перечень написанных им стихов, ставших песенными шлягерами, просто потрясает. Что ни песня – веха в жизни тех, кто был современником Пляцковского. «Увезу тебя я в тундру», «Хмуриться не надо, лада», «Через две зимы», «Крыша дома твоего», «Не повторяется такое никогда», «Мамины глаза», «Ягода-малина», «Девчонка из квартиры 45»… А детские песни! «От улыбки станет всем теплей», «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот – трудно» («Приключения кота Леопольда»). «Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать», «Не дразните собак», «Волшебный цветок», «Как положено друзьям, всё мы делим пополам», которую в музыкальной сказке «Дважды два – четыре» исполняли Алла Пугачёва и Эдуард Хиль…

Каждое стихотворение Пляцковского, каждый его стихотворный сборник – эликсир радости и оптимизма. Книга «Я на облаке летал» впервые увидела свет в 1969 году. Начинается она стихотворением «Хорошо бы!» Это шутливый перечень детских фантазий: «Хорошо бы, хорошо бы, чтоб летал по небу дом, чтоб мелькали, как сугробы, облака в окне любом!.. Вот бы если мог включаться кнопкой дождик проливной! Вот бы если покататься вниз по радуге цветной!» Правда, в двадцатые годы ХХI века некоторые пожелания малышей второй половины прошлого столетия начинают осуществляться, и это совсем не здорово, а катастрофично: «Хорошо бы, чтобы рыбы сами прыгали в сачки, чтоб на Севере смогли бы все растаять ледники!» Когда в 60-е годы прошлого века Михаил Пляцковский писал эти строки, он и представить себе не мог масштабы экологического бедствия наших дней, когда обезумевшие, отравленные разлившейся нефтью рыбы действительно «сами прыгают в сачки», а ледники тают в результате глобального потепления… Ну и вот эта малышовая фантазия тоже сегодня звучит несколько пугающе: «Хорошо бы, чтобы дыни были с бочку толщиной, чтоб исчезли из пустыни все песчинки до одной!» Сразу возникает ассоциация с дынями, накачанными нитратами. Да и пустыни играют свою важную роль в мировой экосистеме, уничтожить пустыни – значит нарушить экологическое равновесие… Но, конечно, всё это рассуждения придирчивого взрослого, отягощенного жизненным опытом, а ребенок просто порадуется задорным, бойким стихам. Которые заканчиваются вполне в духе оптимистичных и романтичных 60-х: «Хорошо встречать рассветы, побывать в краях любых – и нарвать цветов букеты на планетах голубых!»

Вторая часть «Начинаем представление!» — о ребятах, которые играют во дворе в цирк. Тут есть акробаты, канатоходцы, клоуны, фокусники. А представить себе всех участников этого импровизированного цирка помогают яркие, остроумные иллюстрации Виктора Чижикова. Художник придумал и нарисовал множество смешных и забавных трюков, которые выполняют мальчишки и девчонки, так что рисунки стали необходимой частью «циркового цикла».

Третью часть «Выше всех» составляют прозаические сказки. Все они мягко транслируют базовые нравственные ценности. Сказка «Аист и его ученики» учит принимать мир во всем его многообразии и не равнять всех школьников под одну гребенку. В духе Р.Киплинга написана сказка «Как звери в пятнашки играли и что из этого получилось». Подобно Киплингу, Пляцковский предлагает собственную сказочную и остроумную версию происхождения какого-либо явления из мира животных. Например, пятна на шкуре жирафа, ягуара, леопарда и антилопы объясняются тем, что звери играли в пятнашки и заляпали друг друга землей и глиной, да так и остались с тех пор пятнистыми. Или вот «Тыква», в которой приведена шутливая этимология этого слова. Дед-садовод обнаруживает на своем огороде невиданный овощ и просит зверей и птиц придумать ему имя. Никто не смог, и только лягушонок все повторял задумчиво: «Ты… ква… ты… ква…» Деду понравилось это звукосочетание, так родилось слово «тыква».

 

Есть здесь сказки-анекдоты («Хитрый ответ»), сказки-назидалки («Кто скорей»), сказки-притчи, как, например, «Мухомор» про хвастливый мухомор, которого одергивает старый гриб Боровик: «Кому твоя красота приглянётся, если все знают, что внутри у тебя труха?»

Завершается сборник вновь стихами (раздел «Плачет ива у дорожки»). Сам автор назвал их «шутки-малютки». Трогательные, шутливые, ироничные, точно фиксирующие самые разные явления природы, они учат малышей воспринимать красоту и разнообразие мира, учат вольному полету фантазии.

Стихи ненавязчиво внедряют в сознание малыша нормы поведения и нравственные ценности. В стихотворении «Я стать хотел бы силачом» герой мечтает о могучих мускулах, которые «едва я смог протиснуть в рукава» не для того, чтобы хвастать ими, а чтобы опекать беззащитных: «Тогда б сказал я: «Драчуны! Вы слабых трогать не должны! Предупреждаю подобру: я под защиту их беру!» Усвоенные с раннего детства, благодаря стихам, ценностные установки в подростковом возрасте уберегут ребенка от культивирования силы и бессмысленного «таскания железа», дадут правильный вектор действий. Главное – помогать людям, а не щеголять бицепсами.

Может быть, кому-то эти стихи покажутся старомодными. Особенно тем, для кого образец для подражания – разбогатевший на видеороликах в Тик-токе блогер или самоуверенный коуч. А Пляцковский прославляет, уж простите за патетику, людей труда. Тех, кто сеет хлеб, варит сталь, строит дома, работает на заводе – занимается реальным делом, а не виртуальным бизнесом. «Без чего нельзя построить новый дом? Без чего сосну не срубишь топором? Без чего нельзя писать и рисовать? Без чего нельзя на кузнице ковать? Без чего нельзя в мартене плавить сталь? Без чего не сделать токарю деталь? Без чего хлеба в полях не зашумят? Без чего ракеты к звездам не взлетят?» Правильно, без рабочих рук.

Чем ближе детское стихотворение к народным истокам, к фольклору, тем скорее оно найдет путь к сердцу ребенка. Эту понимали Чуковский и Маршак, эту традицию связи стихов с народным творчеством, заложенную Пушкиным, продолжает Пляцковский. Поэтому есть в сборнике и загадка («Без чего сосну не срубишь?»), и небылицы-перевертыши («Хорошо бы!»).

 

Есть популярнейшая в 60-80-е годы прошлого века песенка «Летка-енка». Это именно тот текст, который знал наизусть, наверное, каждый школьник и студент, благодаря задорному исполнению Тамары Миансаровой. Мы тогда считали эти стихи народными, как и пришедший к нам из Финляндии танец. А оказывается, слова написал Михаил Пляцковский! «Прыг-скок, к нам через порог, прыг-скок, прыгнул ветерок. И все вдруг пустились в пляс – не зря ведь летку-еньку он принес для нас! Прыг-скок – с пятки на носок, прыг-скок – с юга на восток. Прыг-скок… Вот и весь урок. Танцуй со всеми вместе веселей, дружок!»

В сборнике этот текст называется «Летка-енька, или Песенка, под которую все должны танцевать». Под нее все и танцевали от мала до велика, коллективно и очень весело!

И стихи, и рисунки наполнены мягким юмором. Вот, например, «Посылка». Мальчишку-рассказчика так переполняет радость от того, что брат подарил ему черепаху, что он хочет показать ее всем друзьям и соседям. На иллюстрации симпатягу черепаху стремится посмотреть куча народу. Как на первомайской советской демонстрации, весь двор и прилегающая улица заполнена людьми, которые улыбаются, умиленно взирая на обаятельную рептилию. Забавная гипербола!

Это очень хорошие стихи, с разнообразными рифмами, богатым ритмическим рисунком. По завету Чуковского, Михаил Пляцковский действительно пишет для детей как для взрослых, только еще лучше. У него нет ни одной вялой, небрежной строчки. Есть даже внутренние рифмы, признак особого поэтического мастерства.

По травам прямиком
Пропахшие ромашками
Шагаем босиком.

А вот изумительная «Колыбельная песенка ветра про тысячу чудес» с волшебными иллюстрациями, которые завораживают, зовут в добрую уютную сказочную реальность. «Над полями сказка кружит, дремлет сонный лес… Хорошо тому, кто дружит с тысячей чудес!»

 

Стихи Пляцковского написаны в традициях классиков русской детской поэзии. Милые трогательные строки своей интонацией напомнят поэзию для малышей Маршака, Чуковского, Михалкова и Барто. Вот стихотворение «Имя», отсылающее к поэзии Михалкова: «Есть у вас и у меня, есть у кошки и коня, у свиньи и поросенка, у коровы и теленка… Лишь у нашего щенка нету имени пока!» Михаил Пляцковский прямо указывает на свое поэтическое родство с предшественниками. Стихотворение «Я веревочку верчу» непосредственно перекликается с «Веревочкой» Агнии Барто: «Эй, кому нужна скакалка? Дам попрыгать – мне не жалко!»

В стихах Михаила Пляцковского богатая палитра чувств и настроений. От искрящихся радостью и озорством до щемяще-грустного, как в стихотворении «Надоедливый сверчок» о старом деревянном доме, в котором обитал сверчок. «Тренькал-бренькал много дней он на скрипочке своей». Но дом сломали, и жильцы, переехав в новостройки, грустят по своему неугомонному соседу. «И не стало старичка – музыкального сверчка. Непонятно: отчего стало грустно без него?» Хороший повод для ребенка задуматься о том, что надо ценить свой дом и тех, кто рядом с тобой.

О рисунках Виктора Чижикова надо говорить отдельно. Он не просто иллюстратор, а соавтор Пляцковского. Благодаря его мягким, теплым, словно бы светящимся иллюстрациям книга обретает объем, наполняется жизнью.

В общем, это книга, не просто несущая свет и тепло читателям всех возрастов. Она способна в непростое наше время вернуть утраченную радость жизни.

Михаил Пляцковский
Михаил Пляцковский

Пляцковский, Михаил Спартакович
Я на облаке летал : стихи и сказки / М.С. Пляцковский ; худож. В. Чижиков. – М. : РОСМЭН, 2021. – 80 с. : ил. – (Любимые детские писатели).

Другие статьи по теме:

РАССКАЗАТЬ В СОЦСЕТЯХ